Елена Жалыбина
Несколько способов развития у ребенка логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Родители часто интересуются, как развить у ребенка логическое мышление. Это важная задача, потому что такой навык повышает интеллект, улучшает успеваемость в школе. Логика тесно связана с точными науками. Мышление детей нуждается в стимуляции точно так же, как внимание и наблюдательность. Для обучения используются специальные методики, которые помогают добиться результата без принуждения.
Игры для логики.
Публикация «Несколько способов развития у ребенка логического мышления» размещена в разделах
Для начала стоит использовать популярные игры, развивающие логическое мышление у детей. Широко известна игра “Лишний предмет” :
-пусть ребенок закроет глаза;
-перед ним нужно выложить несколько предметов;
-ребенку надо быстро найти лишние.
Лишний предмет может быть один. Со временем такие логические задачи усложняются – родитель предлагает предметы, которые надо разложить на две группы.
Хорошо развивает у детей дошкольного возраста логику игра “Найди общее”. Нужно подготовить 2 и более предметов, у которых есть общие характеристики. Ребенку необходимо найти этот общий признак:
-груша и яблоко – фрукты;
-карандаш и линейка – деревянные;
-книга, тетрадь и газета – бумажные;
-счетные палочки и калькулятор – предназначены для счета.
Развитие логического мышления у детей стимулируют различные последовательности. Например, родитель может сделать узор из бусин, распределив несколько цветов по очереди. Ребенку надо найти закономерность и продолжить узор. Это не отнимает много времени и вызывает интерес. Развитие мышления таким методом готовит к более сложным задачам.
Задач для дошкольников довольно много, все они отличаются предельной конкретностью. При развитии логики у таких детей надо оперировать материальными предметами. Можно предложить ребенку разложить предметы по определенному алгоритму: размерам, цветам, диаметру. Это одновременно помогает развивать логическое мышление и связано с реальными предметами, а не с абстракциями.
В 6 лет отлично развивается воображение, которое можно связать с логикой. Давайте ребенку ощупывать предметы и угадывать их на ощупь. Также есть одна интересная игра, в которой ведущий игрок загадывает предмет, а другой должен угадать его, задавая наводящие вопросы. Детям нравятся такие задачи, которые они воспринимают как игры. Они были специально придуманы для развития дошкольников и младших школьников.
В дошкольном возрасте уже можно использовать домино и тримино для изучения счета. Домино – это не только игра, которой увлекаются дедушки. Оно полезно и для детей, изучающих счет и осваивающих логику. Счет и логика тесно связаны, и этому стоит обучить ребенка. В случае с домино предмет счета будет не абстрактным, а привязанным к костяшкам. Дошкольник должен понять, что при сложении двух единиц можно получить двойку, а не тройку или пятерку.
В младшем школьном возрасте ребенку нужно объяснить, что логическое мышление оперирует доказательствами. Благодаря доказательствам можно установить истину.
Задачи на поиск закономерностей будут актуальны в любом возрасте, надо только правильно подбирать их сложность. Ребенок часто мыслит конкретно, ему не нужно предлагать сложные абстракции. Лучше продолжать заниматься в игровой форме, постепенно переходя от конкретных предметов к обобщениям.
Для развития логики и гибкости мышления стоит использовать игры в ассоциации:
-нужно назвать предмет;
-ребенок должен назвать другой предмет, который ассоциируется с названным;
-родителю надо уточнить, почему был выбран именно этот предмет, какое у него сходство с исходным.
Такие игры развлекают и помогают переходить к более сложным формам обучения. Упражнения на развитие логики, даже достаточно сложные, можно сделать развлекательными.
На этом этапе уже предлагают головоломки, в том числе веселые задачки со спичками:
-раскладывают спички, чтобы они образовали несколько фигур;
-предлагают передвинуть спичку, чтобы получить другие фигуры.
Задания могут быть разными. Иногда можно двигать только одну спичку, а иногда – несколько. Таких задач довольно много, и они очень интересные даже для взрослых.
Развивают логику у детей различные настольные игры:
-го;
-шахматы;
-шашки;
-сеги;
-домино;
-морской бой;
-точки.
Также есть просто группа настольных игр, которая требует подключения логического мышления. Классический вариант для развития логики – шахматы, однако для игры здесь мало желания родителя сделать ребенка более интеллектуальным. Если школьник непоседа, его будет сложно заинтересовать настольными играми. Интерес может проснуться, если родители сами будут увлечены и подадут пример.
Особое внимание надо уделить шахматным задачам, если ребенка все-таки удалось заинтересовать игрой. Детям, играющим в го, также можно предложить задачки подходящего уровня сложности. Это помогает развивать логику, формировать стратегическое мышление и абстрагироваться для поиска решения проблемы.
Подойдут для развития логики загадки из разряда “Волк, овца и капуста”.
Родители в очередной раз могут убедиться, что дети более сообразительные, чем взрослые. Для решения таких задачек не нужно знать высшую математику, но даже у людей, которые давно закончили школу, поиск решения вызывает затруднения. Дети могут быстро перебрать варианты и найти решение.
Развитие логики не всегда связано только с точным науками. Существует специальная тренировка, которая направлена на развитие альтернативных способностей – творческих. Предложите ребенку ряд картинок, чтобы он составил рассказ, располагая их в определенной последовательности. Это поможет развивать гуманитарные склонности и сформировать гармоничную личность.
Для развития логики у ребенка можно использовать еще одно средство – световой стол. Световая песочница многофункциональная, она комплектуется различными аксессуарами, включая грифельную доску. Ребенок легко может перейти от игр к серьезным занятиям. Вместе с логикой развивается воображение, фантазия, творческие способности. Многие из логических задач благодаря световому столу можно представить наглядно. Используйте все возможности, которые предоставляет этот предмет. Он делает игры и занятия более интересными, живыми.