Светлана Инякина
Несколько правил воспитания спокойного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Несколько правил воспитания спокойного ребенка
Как хочется спокойного и послушного ребенка. Но что делать, если ребенок уже вышел из грудничкового возраста, а продолжает капризы и истерики? Ваш ребенок не слушается и делает назло, обманывает, специально ломает игрушки и со слезами падает на пол в магазине, требуя что-то купить? Родители в недоумении от такого поведения. Что делать? Как реагировать? Как непослушного ребенка превратить в воспитанного?
*Главное — терпение.
Публикация «Несколько правил воспитания спокойного ребенка» размещена в разделах
На глаза наворачиваются слёзы отчаяния и даже если рука в отчаянии тянется к ремню, психологи не рекомендуют применять физические наказания. А справиться с малышом не так уж и сложно, если знать некоторые секреты. А теперь поговорим о них.
* Слушайте активно
Юлия Гиппенрейтер, доктор психологических наук, профессор, объясняет родителям, что значит активно слушать. Специалист уверен, что если ребенком овладели негативные эмоции, если он испытывает боль, стыд, страх, усталость, обиду, у него что-то не получается, к чаду проявили несправедливость или грубость, взрослые должны обязательно дать понять, что понимают его состояние. Родителям обязательно нужно поговорить с крохой и назвать чувства и переживания, которые чувствует малыш. Юлия Борисовна Гиппенрейтер: «Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии, «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребёнок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание». Данная рекомендация подходит для тех ситуаций, когда маленький человечек не может взять под контроль овладевшие им отрицательные эмоции. Многим знакома подобная ситуация: мальчик 4 — 5 лет не хочет уступать младшему братику свою машинку и кричит на него. А родителям, которые пытаются его пристыдить за такое поведение, бросает: «Лучше бы его не было!» Взрослые должны набраться терпения и сказать: «Понимаю твое состояние, ты сердишься, ведь сам хотел поиграть своей любимой машинкой, поэтому злишься на братика и не хочешь с ним делиться». Ребенок видит, что взрослые понимают его чувства и, скорее всего, спокойно начнет говорить, после чего уже легко будет найти вместе с ним правильный выход из ситуации.
*Обнимайте детей чаще
Это настойчиво рекомендуют делать как детские, так и взрослые психологи. Во время объятий вырабатывается гормон окситоцин, который борется со стрессом, улучшает работу мозга и помогает человеку чувствовать себя увереннее. Специалисты утверждают, что во время объятий ребенок как бы находится в «родительском коконе», где защищен, а обиды, злость и отчаяние отступают. Людмила Петрановская: «объятия дают чувство защищённости, это универсальный способ контейнирования: обнимая своё дитя, вы выступаете своеобразным коконом, в котором можно безопасно «переварить» злость, обиду или отчаяние.»
*Оценивайте поступки, а не ребенка
Вряд ли кто-то из родителей хочет причинить своему ребенку психологическую травму. Именно поэтому стоит раз и навсегда забыть фразы «ты плохая девочка», «такой мальчик нам не нужен», «ну какой же ты глупый»и др. Психологи советуют говорить с детьми о недопустимости действий и объяснять, какие могут быть последствия. Например: «Ты ударил котика, а это очень плохо, ведь ему больно, обижать животных нельзя». Хвалить ребенка нужно также правильно. Он справился со сложным конструктором? Замечательно! Но вместо «какой ты молодец!» психологи рекомендуют восторгаться высотой сооружения и сложностью работы.
* Правильно выражайте недовольство
Что это означает на практике? Рассмотрим ситуацию: мама расстроилась из-за поведения ребенка. Что в таком случае чаще всего говорят родители? «Ты меня разозлил, расстроил». Эти фразы заставляют малыша защищаться, что только усугубляет ситуацию. Психолог Юлия Василькина рекомендует родителям говорить о своих чувствах: «Я разозлилась», «Я переживаю, когда ты…». Такое общение гораздо эффективнее действует на ребенка, ведь в подобных фразах нет оскорбления или обвинения. Однако родители не должны манипулировать и изображать беспокойство или недовольство по поводу небольшого проступка. Юлия Василькина пишет: «Порой родители считают неправильным сказать ребенку : «Я разозлилась» или «Я расстроилась, когда ты…». Нет, родитель чаще обвиняет: «Ты меня разозлил, ты меня расстроил». Такая позиция заставляет ребенка защищаться».
*Играйте, а не приказывайте
Устали напоминать, чтобы ребенок убрал игрушки, а выход из дома на прогулку затягивается на полтора часа? Попробуйте не приказывать, а превратить уборку или сборы в игру. Психологи советуют составить список дел, которые последовательно нужно выполнить во время уборки или сборов на прогулку. Список нужно повесить на видном месте, чтобы малыш мог ставить галочки, отмечая выполненное. Такой список может быть в виде картинок, когда он еще не умеет читать. Дети могут при этом соревноваться в скорости, а в конце недели получает небольшую награду.