Бурмакина Светлана Викторовна
Непрерывно образовательная деятельность в детском саду
Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4.
ФГТ, предусматривает "решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования".
Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна
предусматривать две составляющие:
Публикация «Непрерывно образовательная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно
образовательная деятельность и режимные моменты);
- самостоятельная деятельность дошкольников.
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе
непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов,
необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности
взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова1
:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без
психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем
темпе).
Автор предлагает также заменить привычное для современной
дошкольной педагогики разделение "игра - учебные занятия", приводящее к
разрыву целостности образовательного процесса, на более подходящую с точки
зрения психологии и соответствующую возрасту структуру: игра и
родственные видя деятельности.
В своих пособиях Н. А. Короткова разъясняет, что образовательный
процесс должен осуществляться с использованием форм работы с
воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы
с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них
является игра.
Следовательно, непосредственно образовательная деятельность
реализуется через организацию различных видов детской деятельности
(игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или
их интеграцию с использованием разнообразных форм и, выбор которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента
детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного
образования и решения конкретных образовательных задач. В качестве
примера в приложении представлены формы организации непосредственно
образовательной деятельности в ДОУ.
При планировании и составлении расписания непосредственно
образовательной деятельности необходимо учитывать следующее:
1. общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;
продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной
деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно
образовательной деятельности в течение дня;
2. распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной
деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
3. перерывы между периодами непрерывной непосредственно
образовательной деятельности.
Пояснения к каждому из этих условий можно найти в СанПиН 2.4.1.2660-10.
Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п.
12.14 при планировании непосредственно образовательная деятельность
физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать
не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно
образовательную деятельность.
С учетом п. 12.21 непосредственно образовательную деятельность с
использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более
одного раза в течение дня и не чаще трех в неделю в дни наиболее высокой
работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с
компьютером педагог проводит с детьми гимнастику для глаз. Непрерывная
продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для
детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6-7 лет - 15 мин. Для
детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более четырех раз
в год, после перенесенных заболеваний в течение двух недель
продолжительность непосредственно образовательной деятельности с
использованием компьютера должна быть сокращена до 7 мин для детей 5
лет и до 10 мин для детей 6 лет.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления
непосредственно образовательной деятельности с использованием
компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную
организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный
уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне
глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки,
должен в них заниматься за компьютером. Недопустимо использование одного
компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
Непосредственно образовательная деятельность с использованием детьми
компьютеров проводится в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп
в соответствии с п. 12.22 проводится в форме самообслуживания,
элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка
столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не
должна превышать 20 мин в день.
Все эти и другие положения новых санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов, касающиеся организации непосредственно
образовательной деятельности, должны учитываться при составлении как
расписаний образовательной деятельности, так и режима дня каждой
возрастной группы.
Таким образом, в современном дошкольном учреждении
образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно
образовательной деятельности, он растянут в режиме всего дня. Именно
поэтому "Режим дня" является главным документом, в котором отражается
многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная
деятельность воспитанников. В режимах должно найти отражение
"проживание" детьми разнообразных тем в разных видах детской деятельности,
поэтому режимов должно быть много на разные случаи (например, плохой
погоды, тематического дня и др.). При этом неправомерным можно считать
требование отдельных проверяющих органов о наличии в ДОУ учебных
программ.
Примерные формы организации
непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Детская
деятельность
Примеры форм работы
Двигательная Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические
игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые
ситуации. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес.
Спортивные игры и упражнения. Аттракционы. Спортивные
праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения).
Организация плавания
Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой
ситуации по режимным моментам, с использованием
литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры
Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский
дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки.
Мини-музеи
Чтение
художественн
ой литературы
Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа.
Театрализованная деятельность.
Самостоятельная художественная речевая деятельность.
Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентации книжек.
Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг
Познавательно
-
исследователь
ская
Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций.
Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование.
Исследование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с
правилами). Интеллектуальные игры (головоломки,
викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады).
Мини-музеи. Конструирование. Увлечения
Коммуникатив
ная
Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление
и отгадывание загадок. : Игры (сюжетные, с правилами,
театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки.
Логоритмика
Трудовая Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание.
Совместные действия. Экскурсия