Валентина Королева
Конспект НОД с детьми старшего возраста «Достопримечательности России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №99»Почемучка»
Непосредственно образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема «Достопримечательности России» -
«Спасо – Прилуцкий Димитриев монастырь»
Воспитатель:
Королёва Валентина Борисовна
Вологда
2014
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего возраста „Достопримечательности России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к историческому духовно - нравственному наследию культуры родного Вологодского края.
Задачи:
Образовательные.
Актуализировать знания детей:
- об истории возникновения Спасо – Прилуцкого Димитриева монастыря;
- об основателе монастыря - преподобногом Димитрии Прилуцком.
Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края.
Развивающие
Развивать:
- связную речь;
- развивать коммуникативные навыки, умение вести общение взрослых и детей на нравственные темы;
- художественные и конструктивные способности детей;
- музыкально – эстетическое восприятие через исполнительские навыки, слушание музыки, музыкальный фольклор, связанного с миром родного края.
Воспитательные:
- прививать интерес к истории и культуре родного города, к духовно – нравственному наследию прошлого;
- побуждать детей восхищаться красотой исторических памятников родного края;
-формировать духовно – нравственные ценностные качества у всех участников образовательного процесса.
Активизация словаря: Вологда, Кирилло – Белозерский, Горицкий, Ферапонтов монастыри, Спасский, Успенский соборы, колокольня, храм, памятник, бойницы, монах, излучине, К. Батюшков.
Методы: практический, игровой, наглядный, аудиальный, кинестетический, визуальный, вербальный.
Предварительная работа:
- Проведение цикла занятий на темы: Прогулки по городу», «Музеи родного города», «Архитектура родного города»;
- экскурсия: В Спасо – Прилуцкий Димитриев монастырь, (с участием родителей);
- чтение познавательной литературы: А Мухин «История Вологды в рассказах детей», Г. К. Лукомской «Вологда в её старине», «По улицам города», А. Сазонов «Такой город в России один»;
- заучивание стихотворений вологодской поэтессы Т. Л. Петуховой, «Вологодские святые», «Прилуцкий древний монастырь;
- поисково – исследовательская деятельность (дети и родители готовят мини – сообщения об историко – архитектурном памятнике вологодской области «Спасо - Прилуцком монастыре);
- оформление выставки детского рисунка «Храмы Вологдчины»;
- разучивание народных игр;
- Просмотр видеофильмов о Спасо – Прилуцком монастыре.
Материал к занятию:
- Звуковое письмо из Сергиева Посада от детей и педагогов МДОУ №6;
- мультимедийная презентация «Спасо – Прилуцкий Димитриев монастырь»,
- оформление выставки на тему «Храмы Вологдчины»;
- иллюстрации с изображениями монастыря;
- выставка книг;
- модель «Дерево добра»;
- карточки с надписями, отражающие ценностные качества человека;
- диск с записями песен «Со мной расстаться не спеши» в исполнении дуэта «Звучащее слово».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира); «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие» (музыка); «Развитие речи», «Физическое развитие».
Интегрируемые виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.
Место проведения: музыкальный зал.
Непосредственно образовательная деятельность
Вводная часть:
Звучит песня «Вологда» в исполнении музыкального дуэта «Звучащее слово» педагогов ДЮПЦ «Северная Фиваида». (Дети входят в музыкальный зал).
Вступительное слово педагога:
- В нашей удивительной стране России всё удивительное : прекрасные города, полноводные реки, замечательные люди и очень богатая история. Богатая – значит интересная, многовековая. (слайд № 1, 2)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в давние-давние времена, в старинную Вологду. Хотите туда попасть? Тогда отправляемся! (слайд №3)
Воспитатель:
- Вот мы и в старинной Вологде. Ребята, сколько вам лет? (Ответы детей).
А нашей Вологде более восьми веков, а один век – это сто лет. Правда, Вологда древний, старинный город? Поэтому так много в Вологде красивых старинных зданий, великолепных площадей и
храмов. Недаром Вологду называют Фиваидой Русского севера. На территории вологодской области много храмов и монастырей.
Назовите их? (Кирилло – Белозерский, Горицкий, Ферапонтов, Павлообнорский, Спасо – Прилуцкий монастырь, слайд № 4,5,6,7)
Основная часть:
Воспитатель:
- Сегодня, дети к нам пришло необычное звуковое письмо от детей и педагогов Сергиева Посада. Давайте его послушаем (звучит звуковое письмо слайд №8).
Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до 40 монастырей. Из них в свою очередь, вышли основатели ещё 50 монастырей. Ученики преподобного разошлись по всей центральной и северо – восточной Руси. И благодатный огонь монастырей учеников преподобного Сергия зажёгся и в нашем Вологодском крае.
Дети сегодня мы с вами снимем видеофильм об одном из учеников преподобного Сергия Радонежского Димитрии Прилуцком и его монастыре.
Воспитатель обращает внимание на слайд: на экране изображён Спасо – Прилуцкий монастырь. Наша вологодская поэтесса Т. Л. Петухова так рассказывает о Прилуцком древнем монастыре (слайд №9).
Чтение стихотворения «Прилуцкий древний монастырь» Т. Л. Петуховой детьми.
Вопросы к детям. Давайте ещё раз вспомним имя основателя этого монастыря? (Димитрий Прилуцкий, слайд №10).
Послушайте внимательно полное название этого монастыря. Он называется Спасо – Прилуцкий Димитриев монастырь.
Педагог поясняет: дети мы с вами много читали, смотрели видеофильмы о жизни преподобного, вместе с родителями посещали этот монастырь, рисовали храмы Спасо – Прилуцкого Димитриевого монастыря.
Физкультминутка:
Хочу быть православным
И праведным и славным.
Как преподобный Сергий
Обитель возводить.
Как серафим Соровский
Любить свою Россию;
Как Дмитрий Прилуцкий
Молитвы чин творит.
Что вы можете рассказать о жизни преподобного Димитрия? (рассказы детей)
Рассказы детей: Родился в богатой купеческой семье в Переславле - Залеском, родители Дмитрия мечтали, о том, что когда он подрастёт будет торговать богатыми товарами. Но Дмитрию это не нравилось. С детства много читал книг и в 18 лет стал монахом и служил Переславле Залеском монастыре. Дмитрий Прилуцкий был одним из близких друзей Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Он крестил одного из сыновей Дмитрия Донского. (Слайд №11)
Вопросы к детям. Что раньше было на месте монастыря? (хлебное поле, когда Дмитрий Прилуцкий пришёл на Вологодскую землю он на поле увидел двух крестьян, которые проверяли обильные всходы, Дмитрий попросил разрешения о постройке монастыря на этом месте. Уж очень понравилось ему это место. Крестьяне дали согласие и отдали землю. Так началась строительство Прилуцкого монастыря.) слайд №12
Воспитатель комментирует ответы детей: Спасо- Прилуцкий монастырь ещё издалека, на подьезде, напоминает древнерусский город с мощными стенами и башнями, стоящий на излучине тихой Вологды – реки. (Слайд №13)
Что соединяет башни кремля? (слайд №14)
Вопросы к детям. Какие они были раньше? (башни и стены монастыря были деревянными, только главные ворота и стена примыкающая к ней были каменными, монастырь много раз разрушался и горел.) слайд №15.
Каждой башне монахи дали своё название. Назовите сколько их? (Водяная, Мельничная, Вологодская, Белозерская, Южная, и все они красивые и разные. Стены и башни монастыря – настоящее украшение современной Вологды.) слайды №16,17,18,19,20,.
Воспитатель комментирует ответы детей: Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг всех стен. Длина стен - 830 метров, высота - 7,5 метра, толщина - 2 метра. Со стороны реки Вологды перед западной стеной устроен земляной вал (слайды № 21,22).
Игра «Собери картинку» (дети из разрезных картинок собирают храмы монастыря)
А сейчас давайте заглянем за стены монастыря. Сколько здесь чудес? (Вот и Успенский собор, и Колокольня) слайд №23.
Вопросы к детям. Что вы можете о них рассказать? (Это самые первые храмы Вологды, Успенский Собор увенчан пятью шлемовидными главами, и красивым крыльцом. На колокольне сохранилось 3 старинных колокола) слайды 24,25.
Воспитатель поясняет ответы детей. В монастыре много соборов, они окружают большую площадь монастыря. Это Успенская, Введенская, Екатеринская церкви. Успенский храм – деревянный. Построенный без одного гвоздя. Перевезён из Устье – Кубенского района, ему более 500 лет (Слайды 26,27,28,29,30,31)
Димитрия Прилуцкого все очень любили и почитали. Отправляясь на войну русские воины брали с собой иконы, или просили благословления на поход, а сам Димитрий молился в монастыре.
На экскурсию в Спасо -Прилуцкий Димитриев монастырь с нами ездили и наши родители Мамы Матвея и Олеси приготовили свои рассказы о монастыре. (Сообщения приготовленное родителями) слайд №32,33.
Часовня над колодцем
К северу от Спасского собора находится колодец, по преданию, выкопанный преподобным Димитрием. Над колодцем поставлена деревянная часовня. Из колодца берётся вода для молебнов, для крещения.
Мама Олеси поясняет, что Дмитрия Прилуцкого очень любили те только жители земли Вологодской, но и москвичи. При вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.
Педагог поясняет: Монахи монастыря много трудились и трудятся не только своими молитвами но и строят храмы и занимаются выращиванием овощей, возводят сады, трудятся на земле (слайд №34).
Давайте мы с вами вспомним и поиграем в хороводную игру «Земелюшка – чернозём».
Много добрых дел совершил Димитрий Прилуцкий на нашей Вологодской земле. И в тех местах, где он бывал в Междуреченском и Грязовецком районе, люди поставили памятные камни. Путешествуя по Вологодчине вы можете видеть их и сегодня (слайды 35,36).
Дети, чем вам запомнилось наше путешествие по монастырю и беседа с монахом Ефимием. (Познавательно – исторические сообщения детей). Слайды №,37,38,39,40.
Заключительная часть.
Проблемный вопрос:
- Чему доброму научили детей преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий? (слайд №41).
- Игра «Собери Дерево добра» (дети собирают дерево «Добра» используя модель дерева.
- Задание: украсить дерево листьями «Добра» ( дети прикрепляют на модель дерева листья с добрыми качествами: смелость, сострадание, любовь, трудолюбие….).
.Вологодские святые.
Святые вологодские,
Вас помнит, чтит народ.
Вашими молитвами
Наш древний град живёт.
Я думаю, что мы и наши дети в жизни будут стараться быть похожими на преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого (слайд № 42)