Иванова Татьяна
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе «Посох Деда Мороза»
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию
в подготовительной группе «Посох Деда Мороза»
Программные задачи:
Образовательные :
Учить образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от основ существительных.
Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе „Посох Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формировать фразовую и связную речь детей при составлении рассказов. Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью.
Учить связывать в одну сюжетную линию части текста.
Учить составлять рассказыс использованием мнемотаблиц.
Развивающие :
Развивать речь детей : активизировать, обогащать словарь детей определениями – словами для описания леса;
развивать умение понимать смысл образных выражений загадки.
Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения.
Развивать интонационную выразительность речи.
Развивать координацию речи с движением.
Развивать мелкую моторику : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга при игре «Снежок».
Развивать творческую самостоятельность, воображение и фантазию в создании и исполнении ролей.
Развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Развивать умение работать в мини-группах, выполняя общее задание.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, умение слушать товарища; создавать положительный эмоциональный фон.
Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помочь.
Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к окружающим.
Материалы: костюмы-шапочки для сказочных героев: Сороки, Лесовичка; посох Деда Мороза, массажер Су-Джок: шары с шипами для пальцев для всех детей; картинки с изображением банок с вареньем и пирожков; письмо от пингвиненка, конверт, опорные карточки для мнемотаблиц, мультимедийный проектор, презентация.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о зиме, рассматривание альбома «Зима глазами художников»; чтение художественной литературы, слушание аудиозаписи Вивальди, Чайковского «Зима», «Времена года». Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях. Драматизация сказки «Рукавичка». Игровая деятельность «Какая? Какой? Назови».
Ход
1. Воспитатель и дети входят в группу, встают в круг.
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу тепло подарили
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми стать!
2. Ребята, мы с педагогами наводили порядок в музыкальном зале, посмотрите, что мы нашли. Вы узнаете? Да, это посох Деда Мороза, видимо он так устал после Новогодних утренников в нашем детском саду, что его забыл забрать. Что делать, как быть? Без посоха ему нельзя. Думаю, ищет он его ищет…а найти пока не смог. Итак, ребята, что будем делать?
Предлагаю отправиться в сказочное путешествие, вы со мной? Но оно будет трудным, а может быть и опасным, согласны?
- Куда идти? Где нам найти Деда Мороза?
(Вдруг пролетает сорока – ребенок в маске)
- Сорока, здравствуй, помоги нам, пожалуйста, не видела ли ты Деда Мороза, он посох у нас в детском саду забыл, хотим вернуть. Где нам его найти?
Сорока:
Дед Мороз у себя в тереме, терем в лесу, но где именно терем находится, не знаю. Сейчас в лесу очень холодно, морозно, вам надо идти к самой царице.
- Спасибо, Сорока. А что за царица-то такая? (но сорока быстро улетает, лишь оставляет конверт с загадками)
- Что за подсказку оставила нам Сорока?
3. Загадка:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
Почему зиму называют здесь царицей? (Слайд 1)
Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?
На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку: «Кто угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки – над миром пушинки!»
Расскажите, какие слова используются в этой загадке для описания зимы? Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
Царица, седая хозяйка – такие слова и выражения позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. (Слайд 2)
4.
- Ребята, посмотрите, разгадав загадки, мы с вами очутились в зимнем лесу. (Слайд 3)
Зимой лес выглядит сказочно! Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса:
- Какой снег в лесу? (пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый)
- Как выглядят деревья зимой? (тихие, задумчивые, укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики).
- Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение).
5.
Как в таком снежном лесу не поиграть?
Физкультминутка «Снежок» с шариком – массажером «Су-Джок терапии»
1, 2, 3, 4 (загибаем пальцы)
Мы с тобой снежок лепили (лепят)
Круглый, крепкий, чуть колючий (показывают круг, сжимают ладони)
Но совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
1 – подбросим,
2 – поймаем (приседают, ловят)
3 – уроним (встают, роняют)
И сломаем (топают)
6. Тихо, никого. У кого же узнать про Деда Мороза?
- Посмотрите, полянка. На полянке очень много домиков лесных жителей. (Слайд 4)
- В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (лисий)
В другом доме живет медведь. Чей дом? (медвежий)
В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (Волчий)
Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (заячий)
А в этом домике хрюкает кабан. Чей дом? (кабаний)
7. (Слайд 5)
А это чей домик показался? Это домик лесовичка. Давайте зайдем к нему в гости.
Выходит ребенок - лесовичок.
- Здравствуйте, гости дорогие. Заходите. Но сначала угощу вас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги и варенье.
Лесовичок, давай я тебе помогу. Ребята, возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами (карточки с изображениями). На обороте нарисованы ягоды, из которых сварень варенье. У меня варенье из малины – малиновое. А у Вас?
Варенье из смородины – смородиновое, 6 банок
Из клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное,
Из вишни – вишневое,
Из слив – сливовое,
Из абрикосов – абрикосовое,
Из персиков – персиковое,
Из земляники – земляничное,
Из черники- черничное,
Из брусники – брусничное,
Из клюквы – клюквенное.
Вот и пирожки горячие.
- На моем нарисован крыжовник, значит этот пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас? 6 пирогов
С клубникой – клубничный,
С земляникой – земляничный,
С вишней – вишневый,
С яблоками – яблочный
Со сливой - сливовый,
С абрикосами – абрикосовый,
С персиками – персиковый,
Со смородиной – смородиновый,
С черникой – черничный,
С брусникой – брусничный,
С клюквой – клюквенный,
С малиной – малиновый.
- Ох и вкусное у тебя угощение, Лесовичок. Спасибо! Подскажи, где найти нам терем Деда Мороза, мы посох несем ему.
8. (Слайд 6)
- Терем Деда Мороза далеко в лесу. Я помогу вам, но помогите и мне, пожалуйста. Мне пришло письмо от моего друга пингвиненка Лоло, с далекой Антарктиды. Пока оно шло, все части его перепутались, ничего не могу понять.
- Давай разберемся. (дети садятся на стулья)
Воспитатель зачитывает отрывки письма, дети определяют, какая часть прозвучала, и объясняют, почему они решили, что это начало, середина, где конец.
1Это случилось на самом краю земли, где круглый год лежит белый, как вата снег, а в холодном океане плавают сверкающие льдины (начало)
3 Однажды откуда ни возьмись, появился морской леопард. Ло-Ло испугался и бросился наутек. (середина)
2 Там и жил маленький пингвиненок Ло-Ло (начало)
5 Так вся семья встала на защиту маленького пингвиненка. И малыш радовался, что у него так много друзей. (конец)
4 На помощь малышу пришли взрослые пингвины, и прогнали леопарда прочь (середина)
- Лесовичок, хороший у тебя друг.
9. (Слайд 7)
Лесовичок, а можно мы сейчас тоже составим письмо для Деда Мороза, а ты ему передашь вместе с посохом? Мы расскажем ему, как красиво в зимнем лесу и кого мы здесь повстречали. Как провели новогодние праздники.
Лесовичок: Конечно, я с удовольствием все передам Деду Морозу.
Педагог предлагает ребятам опорные слова-картинки, ребята (1 подгруппа составляет из них мнемотаблицу и рассказ про зимний лес; 2 подгруппа составляет мнемотаблицу и рассказ про то, как они провели новогодние праздники)
- Ребята, давайте разделимся на две подгруппы, 1 – вам ваши слова – подсказки картинки, внимательно их рассмотрите, попробуйте их разложить их в той последовательности, как будете составлять рассказ про зимний лес;
2 – вот вам ваши слова – подсказки картинки, внимательно их рассмотрите, попробуйте их разложить в той последовательности, как будете составлять рассказ о том, как вы провели новогодние праздники.
Дети составляют рассказы и рассказывают: один – начало, второй – середину и следующий – окончание.
- Что понравилось вам в рассказе? Интересный ли получился рассказ? Какие красивые слова использовали?
Затем эти таблицы кладут в конверт и вместе с посохом вручают лесовичку.
- Спасибо тебе, лесовичок, без тебя нам было трудно вернуть посох. Передавай все Деду Морозу и скажи : «Что через год мы будем его очень ждать»
10. (Слайд 8)
- Ну а нам пора возвращаться. Загадываю загадку про детский сад:
Малыши с утра идут,
С мамами и папами,
В этот чудный, славный дом,
Как зовется всё же он? (Детский сад)