Наталья Дьячкова
НОД по познавательно-речевому развитию с элементами детского экспериментирования «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие очень значимое для меня. Его я показывала со своей группой на конкурсе "Воспитатель года", где заняла 1-е место. Тема:"Волшебница Вода".
Цели по образовательным областям:
познание –знакомить детей с приёмами элементарного экспериментирования; развивать представления о свойствах воды; обратить внимание на то, что она бывает в разных состояниях (твёрдая, жидкая и в виде пара).Развивать логическое мышление, воображение, память;
социализация – воспитывать у детей чувство взаимопомощи;
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию с элементами детского экспериментирования „Волшебница Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
коммуникация – расширять активный словарь, используя прилагательные;
безопасность – познакомить детей со свойствами чистой воды, подчеркнуть роль взрослого при знакомстве с неизвестными напитками;
музыка – использовать видео- и аудиозаписи для полноты ощущения сказочной атмосферы;
чтение художественной литературы - уметь по фрагментам воссоздать название сказки, вспомнить содержание.
Оборудование:
- снегурочка, выполненная из снега;
- 3 декоративные свечи;
- 7 стаканов, 7 колпачков гномиков;
- ложечки по количеству детей;
- стекло;
- самовар;
- иллюстрации к сказкам : «Снегурочка», «Муха-Цокотуха», «Белоснежка и семь гномов»;
- карточки с изображением носа, рта, глаза;
- акварель, кисти, подкладной лист, непроливайки с водой, бумажные салфетки, карточки для рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня ко мне на электронную почту пришло видео – письмо, адресованное вам. Давайте послушаем (включается видеозапись, на экране появляется волшебница Вода в красивом костюме).
Волшебница Вода :- Здравствуйте, дети. Я не просто вода, а волшебница Вода, я ваша спутница всегда, и встречаюсь не только в жизни, но и в сказках. Хотите со мной попутешествовать? Я решила спрятаться в разных сказках. Попытайтесь меня найти. Вас ждут 3 испытания и сюрприз. Если вы будете отвечать правильно, то прозвучит моя песенка (звук ручейка).
В-ль: ну что, ребята, отправимся разыскивать волшебницу Воду?
Дети подходят к первому столу, усаживаются вокруг него. На столе стоит Снегурочка из снега, воспитатель зажигает свечи, поясняет, что это – костёр.
- Давайте осторожно потрогаем Снегурочку, из чего она сделана, а где здесь спряталась вода? Вспомните, как называется эта сказка, что случилось со Снегурочкой, когда она прыгала через костёр. Во что же она превратилась?
Правильно, это русская народная сказка «Снегурочка» (воспитатель показывает иллюстрацию из этой сказки).
Опыт 1. Воспитатель держит Снегурочку над «костром» до появления капель воды.
Вывод: Из чего же сделана Снегурочка? Значит, снег - тоже вода.
Зазвучала песенка ручейка, в это время дети двигаются (плывут) к другому столу, имитируя движения пловца.
Воспитатель: отправляемся дальше, к столу на котором стоит кипящий самовар. Ребята, как вы думаете, а теперь в какую сказку мы попали( «Муха – цокотуха»).
Показ иллюстрации к сказке.
- Где здесь вода? Сейчас посмотрим. (Надевает варежку, открывает самовар, идёт пар).
- Да, в самоваре есть вода, она кипит. Самовар очень горячий, трогать его нельзя! Послушайте загадку:
«Я – блестящий самовар, из – под крышки вьётся пар.
Пар – водичка или нет? Ну- ка, дайте мне ответ.»
Воспитатель: очень трудный вопрос задал самовар. Я вам помогу на него ответить.
Опыт 2. Помещаем над паром стекло. На нём образуются капельки воды. Вывод: Что вы видите на стекле? Значит пар - тоже вода.
Воспитатель: ну вот, как ни пряталась волшебница Вода, мы её и здесь отыскали. Отправляемся дальше. Звучит «Песенка ручейка»
На столе 7 стаканов с жидкостью, покрытые колпачками гномов.
Воспитатель: какая же это сказка? Где встречаются колпачки («Белоснежка и 7 гномов») Показ иллюстрации к сказке.
- Посмотрите, здесь стаканы с жидкостью (3 – подкрашены, 4 прозрачные, из них 2 – имеют запах, 1 – сладкий вкус, 1 – с чистой водой). На столе лежит записка: «Помогите определить, где чистая вода. Гном». Ребята, давайте поможем гномику определить, где чистая вода. Воспитатель снимает колпачки со стаканов.
Воспитатель: давайте вспомним, а какая чистая вода? (бесцветная, не имеет вкуса и запаха).
Опыт 3. Дети убирают цветную воду, стаканы с прозрачной жидкостью по очереди нюхают. (Воспитатель показывает карточку с изображением носа.)
Из двух оставшихся стаканов пробуют ложечками воду. (Показ карточки с изображением рта).
-В этом стакане прозрачная вода? (да).
- Она пахнет? (нет).
- Она имеет вкус? (нет)
Вывод: значит, это чистая вода. Звучит «Песенка ручейка».
- Но я хочу вас предупредить, что незнакомые напитки можно пробовать только с разрешения взрослого.
Нашли чистую воду, а вот и сюрприз, который обещала волшебница Вода. Предлагаю пройти за столы и покрасить акварельными красками приготовленные карточки. Цвет краски выберите по настроению, по желанию (в процессе окрашивания на карточках появляются капли дождя, заранее нанесённые восковой свечой).
Воспитатель предлагает разложить цветные карточки на полу в виде одной картины и придумать название разноцветным каплям.
- Эту картину можно повесить на стену и рассматривать, когда бывает грустно, т. к. она волшебная, на ней нарисован сказочный дождь.
Итог занятия: - Итак, от кого же мы сегодня получили письмо? А какие задания мы выполняли, кому помогали? Чистая вода какая?
Вы сегодня молодцы!