Алина Коршунова
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП «Спасение короля»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание взаимодействовать со взрослым и сверстниками в процессе совместной образовательной деятельности;
• воспитывать аккуратность и самостоятельность в процессе выполнения задания;
• воспитывать культуру слушателей.
Развивающие:
• расширять кругозор детей в части представлений об окружающем мире, познакомить с историей головоломки «Пифагор»;
• развивать мелкую моторику кистей рук, умение действовать по инструкции, «читать» схему;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП „Спасение короля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• развивать у детей речевые навыки, умение рассказывать о своих действиях по составлению образа предмета.
Обучающие:
• знакомить детей с особенностями головоломки «Пифагор», её частями;
• упражнять детей в умении сравнивать предметы, анализировать их, группировать по заданному признаку, формулировать вывод;
• учить составлять новые геометрические фигуры из имеющихся;
• учить составлять образ человека из частей головоломки «Пифагор», включать часть в целое.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.
-Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла посылка из Китая, хотите узнать, кто нам её отправил и что там внутри?
Воспитатель открывает при детях посылку и показывает письмо.
-Ребята, посмотрите, тут лежит письмо, вам интересно узнать, что в нём написано?
Воспитатель читает письмо.
-Здравствуйте, ребята! Я – слуга великого короля. У нас случилась беда. Нашего короля заколдовал маг. Теперь наш король – это головоломка «Пифагор», состоящая из геометрических фигур. Помогите мне, пожалуйста, его расколдовать. Без него мы не сможем жить.
-Ребята, какой ужас! Короля превратили в геометрические фигуры!
-Вы хотите помочь королю?
-А чем мы можем ему помочь?
-Конечно, мы можем его собрать и расколдовать!
-Ребята, но сначала мы должны познакомиться с головоломкой «Пифагор» поближе. Вы согласны?
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, ставит мольберт.
-Ребята, данную головоломку изобрели в Китае, и там она называлась «Танграм».
Воспитатель показывает картинку с изображением головоломки «Танграм».
-Посмотрите, у нас в группе есть такая головоломка. Но когда данную головоломку привезли в Россию, то её детали немного изменили.
Воспитатель показывает головоломку «Пифагор».
-Посмотрите, как вы думаете, они отличаются?
-Какие фигуры у них отличаются? Молодцы!
-А назвали головоломку в честь известного учёного, математика Пифагора.
Воспитатель показывает портрет Пифагора.
- Итак, вот мы и узнали, откуда к нам привезли головоломку «Пифагор» и в честь кого её так назвали.
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть детали новой для нас головоломки. Вы согласны?
Воспитатель раздаёт детям наборы головоломки «Пифагор».
-Сначала я предлагаю вам сосчитать, сколько деталей в головоломке «Пифагор»?
-Посмотрите, какие тут есть геометрические фигуры?
-А теперь я вам предлагаю сгруппировать все треугольные и четырёхугольные фигуры.
-Сколько получилось треугольных фигур?
-А что есть у треугольника? Сколько углов? А сторон? (Углов и сторон у треугольника поровну, по три).
-Сколько больших, одинаковых по величине треугольников?
Сколько маленьких?
-Сравните их: они одинаковые по величине?
-Какого цвета треугольник большей величины? А какого цвета треугольник меньшей величины?
-А сейчас посмотрите на четырёхугольные фигуры, как они называются?
-Сколько углов у этих фигур? А сторон? Они похожи?
-Ребята, а какие новые фигуры мы можем сделать из треугольников?
-Сейчас пододвиньте к себе маленькие треугольники и сделайте из них большой треугольник.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодцы, а как вы думаете теперь величина красного треугольника такая же как и у жёлтого?
-Я предлагаю вам проверить, положите перед собой большой треугольник и наложите на него маленькие, так чтобы края и углы совпадали.
-Да, теперь эти треугольники равны, они одинаковые по величине.
-А теперь сделайте треугольник из двух больших треугольников. Посмотрите, теперь треугольники равны по величине красному или оранжевому?
-Теперь сделайте из маленьких треугольников квадрат, а из больших четырёхугольник.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Посмотрите, а у нас уже есть такие фигуры?
Конечно, посмотрите, они одинаковые по величине?
-А теперь из больших треугольников соберите квадрат и сравните их с красным.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-А теперь сравните с зелёным, они тоже одинаковые по величине?
-А как ещё можно сделать такой же прямоугольник, как синий? Какие 3 геометрические фигуры нам надо взять?
Воспитатель показывает схему составления прямоугольника.
-Посмотрите, у вас получилось также?
-А теперь я вам предлагаю составить прямоугольник из трёх других фигур.
Воспитатель показывает прямоугольник.
-Как вы думаете, из каких 3 деталей мы можем составить данную геометрическую фигуру? Попробуйте составить!
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
После выполнения воспитатель помещает схему на мольберт.
-А теперь посмотрите, на схему и сравните, у вас получилось также?
-Молодцы, ребята! Мы поиграли с головоломкой «Пифагор» и узнали, что из треугольников можно составлять новые различные фигуры: треугольник, квадрат, четырёхугольник. И используя другие геометрические фигуры можно составить прямоугольник и четырёхугольник.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, ставит мольберт.
-Ребята, данную головоломку изобрели в Китае, и там она называлась «Танграм».
Воспитатель показывает картинку с изображением головоломки «Танграм».
-Посмотрите, у нас в группе есть такая головоломка. Но когда данную головоломку привезли в Россию, то её детали немного изменили.
Воспитатель показывает головоломку «Пифагор».
-Посмотрите, как вы думаете, они отличаются?
-Какие фигуры у них отличаются? Молодцы!
-А назвали головоломку в честь известного учёного, математика Пифагора.
Воспитатель показывает портрет Пифагора.
- Итак, вот мы и узнали, откуда к нам привезли головоломку «Пифагор» и в честь кого её так назвали.
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть детали новой для нас головоломки. Вы согласны?
Воспитатель раздаёт детям наборы головоломки «Пифагор».
-Сначала я предлагаю вам сосчитать, сколько деталей в головоломке «Пифагор»?
-Посмотрите, какие тут есть геометрические фигуры?
-А теперь я вам предлагаю сгруппировать все треугольные и четырёхугольные фигуры.
-Сколько получилось треугольных фигур?
-А что есть у треугольника? Сколько углов? А сторон? (Углов и сторон у треугольника поровну, по три).
-Сколько больших, одинаковых по величине треугольников?
Сколько маленьких?
-Сравните их: они одинаковые по величине?
-Какого цвета треугольник большей величины? А какого цвета треугольник меньшей величины?
-А сейчас посмотрите на четырёхугольные фигуры, как они называются?
-Сколько углов у этих фигур? А сторон? Они похожи?
-Ребята, а какие новые фигуры мы можем сделать из треугольников?
-Сейчас пододвиньте к себе маленькие треугольники и сделайте из них большой треугольник.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Молодцы, а как вы думаете теперь величина красного треугольника такая же как и у жёлтого?
-Я предлагаю вам проверить, положите перед собой большой треугольник и наложите на него маленькие, так чтобы края и углы совпадали.
-Да, теперь эти треугольники равны, они одинаковые по величине.
-А теперь сделайте треугольник из двух больших треугольников. Посмотрите, теперь треугольники равны по величине красному или оранжевому?
-Теперь сделайте из маленьких треугольников квадрат, а из больших четырёхугольник.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-Посмотрите, а у нас уже есть такие фигуры?
Конечно, посмотрите, они одинаковые по величине?
-А теперь из больших треугольников соберите квадрат и сравните их с красным.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
-А теперь сравните с зелёным, они тоже одинаковые по величине?
-А как ещё можно сделать такой же прямоугольник, как синий? Какие 3 геометрические фигуры нам надо взять?
Воспитатель показывает схему составления прямоугольника.
-Посмотрите, у вас получилось также?
-А теперь я вам предлагаю составить прямоугольник из трёх других фигур.
Воспитатель показывает прямоугольник.
-Как вы думаете, из каких 3 деталей мы можем составить данную геометрическую фигуру? Попробуйте составить!
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, в случае необходимости помогает, корректирует.
После выполнения воспитатель помещает схему на мольберт.
-А теперь посмотрите, на схему и сравните, у вас получилось также?
-Молодцы, ребята! Мы поиграли с головоломкой «Пифагор» и узнали, что из треугольников можно составлять новые различные фигуры: треугольник, квадрат, четырёхугольник. И используя другие геометрические фигуры можно составить прямоугольник и четырёхугольник.
Воспитатель предлагает детям встать в круг.
- Ребята, мы познакомились с новым набором, но чтобы получить схему заколдованного магом короля, нужно прочитать и выполнить определённые движения. Выполним?
Воспитатель включает загадочную мелодию.
-Абрус-кадрабрус (круговые движения руками).
-Бякус-забиякус (выполняют пружинку поворотами в стороны и хлопками).
-Фрэникус-мэникус (кружатся с поднятыми руками).
-Дастанус нам схемус (Прыжки с хлопками над головой).2 раза
-Вот, ребята, вот у нас и появилась схема.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, даёт каждому ребёнку схему.
-Ребята, мы с вами сможем собрать образ короля и тем самым и расколдовать его. Как же я рада!
-Посмотрите, пожалуйста, на схему короля и скажите, из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги, корона?
-Надо назвать фигуру и её величину, так как треугольники и квадраты у нас разной величины.
Воспитатель предлагает нескольким детям ответить, а остальным – внимательно слушать отвечающих.
-Правильно ли сказал Гоша? Если заметили ошибки, исправьте их.
-Вот мы и рассмотрели, как составлен образ короля, из каких геометрических фигур составлены голова, туловище, ноги. А теперь возьмите свои наборы и составьте короля, нам нужно как можно быстрее расколдовать его.
-При этом помните правила: детали нельзя накладывать друг на друга и нужно использовать все детали головоломки. Собирать будем аккуратно, детали не будем раскидывать, чтобы не потерять.
Воспитатель следит за деятельностью детей, оказывает в случае необходимости направляющую и корректирующую помощь.
Ребята, но чтобы король вернулся в свою страну и правил нам необходимо рассказать о расположении деталей
После выполнения воспитатель просит двоих детей выйти и рассказать, как они составляли образ короля, а остальных детей – внимательно слушать выступающих.
-Маша, назови, как расположены детали, начиная сверху вниз.
Воспитатель выслушивает Машу, задаёт уточняющие вопросы.
-Молодцы, ребята, справились со сложным заданием!
Воспитатель помещает на мольберт картинку с изображением короля.
-Ребята, посмотрите. Это же наш король! Мы смогли расколдовать его!
- Как же нам это удалось?
-Как называется головоломка, с которой мы познакомились сегодня?
-Сколько частей в этой головоломке?
-С какими трудностями мы столкнулись?
- Как мы их преодолели?
- Молодцы, ребята!
-Ребята, король за нашу помощь дарит нам набор «Пифагор» и схемы для игры с ним.
- А составить образы разных предметов вы сможете, когда захотите.