Татьяна Брюханова
Непосредственно образовательная деятельность. Интегрированное занятие в подготовительной группе. «Путешествие в страну звуков»
Интегрированное занятие в подготовительной группе
«Путешествие в страну звуков»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Музыка»
Виды деятельности : Игровая, познавательно - экспериментальная, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная.
Цель: Учить различать звуки природы, музыкальные звуки. Развивать у детей тембровый слух, музыкальные и творческие способности.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность, Интегрированное занятие в подготовительной группе, „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Образовательная область «Познание»
Задачи: Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности; учить разгадывать кроссворды о звуках природы; развивать логическое мышление, фонематический слух, мелкую моторику, творчество.
Образовательная область «Музыка»
Задачи: Учить детей отгадывать загадки о музыкальных инструментах; реагировать на смену частей музыкальной игры, в соответствии выполнять движения; познакомить с тембрами музыкальных инструментов: дудочка, балалайка, гитара, труба, пианино; различать на слух тембр голоса детей; передавать ритмический рисунок с помощью бубна, исполнять русские народные мелодии оркестром.
Материал и оборудование: Видео – проектор, музыкальные инструменты, бросовый материал, различные крупы, ширма.
Методические рекомендации
Дети и педагог стоят в кругу, держась за руки. Игра для создания положительного настроения.
Воспитатель. Я рада видеть вас здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы чаще должны улыбаться, радоваться друг другу.
Сегодня я пригласила вас в музыкальный зал для того, чтобы отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть, их можно только услышать или произнести.
Давным-давно, когда люди одевались в звериные шкуры и жили в каменных пещерах, они слышали звуки природы.
Какие звуки природы могли услышать люди?
Сейчас я предлагаю разгадать кроссворд. Я загадаю загадки, а вы их отгадаете:
1. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает (водопад)
2. Басовитый и серьезный,
У него характер крут:
Заворчит он очень грозно –
Все сейчас же убегут! (гром)
3. Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (молния)
4. Сам не видит и не слышит.
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто на встречу попадется –
Обнимает и дерется (ветер)
5. Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (эхо)
6. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (дождь)
7. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина
У нее теперь ангина. (град)
Тогда же люди впервые поняли, что можно заставить звучать знакомые предметы. Давайте поиграем в игру «Угадай, чей звук» (за ширмой воспитатель переливает воду из стакана в стакан, стучит железной ложкой по стеклу, стучит деревянными (железными) ложками друг о друга и т. п. – дети отгадывают звуки)
А сейчас подойдите к столу, выберите себе материал, из которого вы будете делать музыкальный шумовой инструмент (детям предлагаются разные бутылочки из под витамин, йогурта, которые дети заранее украсили цветной бумагой, наполнить разным материалом: крупа, горох, фасоль и т. п.)
Вопросы детям:
Почему он называется шумовой?
Из чего Катя делает инструмент?
Сколько надо насыпать крупы, чтобы игрушка звучала звонко?
Чей инструмент звучит громче?
Из чего он сделан?
У кого есть инструменты, сделанные из одного и того же материала? Давайте сравним их. Одинаково они звучат или нет? Почему?
Дети сопровождают своими шумовыми инструментами любую русскую народную мелодию.
Музыкальный руководитель.
На земле у каждого
Есть родимый дом
Хорошо и весело,
И уютно в нем.
У собаки – конура,
У лисы – нора,
У малиновки – гнездо,
У совы – дупло.
Отгадай загадку
Маленький мой друг,
Где живет по твоему
Музыкальный звук?
Дети: в музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в мир музыкальных звуков, инструментов. Музыкальные инструменты бывают: струнные, когда играют на струнах. Духовые, когда в инструмент дуют. Ударные, когда ударяют по ним. И клавишные, когда играют на них пальчиками.
А какие инструменты вы знаете? (ответы детей)
Посмотрите на экран, здесь вы видите музыкальные инструменты. Какой из инструментов здесь лишний?
Музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний»
Сейчас я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте.
(Отгадки появляются на слайде)
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка –
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…
Что же это? (дудочка)
Ребята у каждого инструмента свой тембр звука. Послушайте, как звучит дудочка.
Заиграли три струны
На четыре стороны. (балалайка)
После того когда дети отгадают загадку им предлагается послушать звучание этого музыкального инструмента.
Она у папы шестиструнная,
Ее настройка – дело трудное.
И, чтобы папу не расстраивать,
Ее нам лучше не настраивать. (гитара)
Блестящая и медная
Так здорово дудит –
Что наша кошка бедная
Под тумбочкой сидит. (труба)
Оно большое, как комод,
Под крышкой музыка живет,
А маленькие дамы
На нем играют гаммы. (пианино)
Есть бубенчики на нем
По нему мы громко бьем
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий … (бубен)
Игра «Кто скорее ударит в бубен»
Не только у музыкальных инструментов разный тембр звука, но и у вас тоже свой тембр голоса.
Игра «Узнай по голосу»
Музыкальный руководитель. И в завершении нашего путешествия я предлагаю вам взять свой музыкальный инструмент и поиграть в нашем детском оркестре «Веселые нотки»
Р. н. п. «Во саду, ли в огороде»
«На зеленом лугу»
Список литературы
1. Музыкальный руководитель. №3/2011г. «Путешествие в мир музыкальных инструментов» Л. Р. Меркулова