Ольга Скрипникова
Конспект занятия в «Светлая Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.
Задачи: - формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.
- развивать эстетическое восприятие действительности.
- развивать творческие способности детей.
- воспитывать любовь и уважение народных традиций, чистоту, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия в „Светлая Пасха“» размещена в разделах
Ознакомительная работа с историей возникновения и особенностями праздника, и, связанных с ними традициями, чтение тематической литературы («Евангельская история для детей», «Краткий молитвослов для мирян», прослушивание пасхальных песен и музыки.
Игры: «Бег с яйцом», «Горка», «Найди яйцо».
Ход работы.
В группе звучит музыка «пасхальной песни». На столе расположены куличи. Приготовленные яйца расставлены на столах. Группа украшена разноцветными платками.
Воспитатель предлагает детям послушать музыку. Потом подводит к столу с расписанными яйцами и куличами.
Воспитатель: - Дети, а Вы знаете, что такое Пасха? (дети отвечают). Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. К празднику пекут куличи и готовят пасхи. А что является символом этого праздника? (дети отвечают). Верно, это яйцо. Яйцо – это маленькое чудо, в нем таится жаждущая пробуждения жизнь.
Воскресение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств: все воскресает и возрождается к жизни. Традиционно в этот день происходят как бы два ритуала.
Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах.
Второй – всенародная радость. Люди ходят в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день люди произносят: «Христос воскрес!» и обязательно слышат в ответ – «Воистину воскресе!».
При этом люди обязательно целовали друг друга. Праздничные встречи на Пасху отличались пиром, застольем, где главным угощением были куличи, пасхи и сваренные вкрутую яйца, окрашенные в разные цвета.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они дома разукрашивали яйца, какие угощения готовили с родителями.
Воспитатель: - Молодцы ребята. Вы отлично подготовились к празднику. Мы с Вами тоже сейчас сделаем украшение для стола, а именно, будем разукрашивать яйца (деревянные). Яйца сплошь покрытые краской называются крашенками.
Именно такие крашенки вы видите у себя на столах. Но есть яйца, разрисованные вручную, их называют – писанками. И сейчас Вы будете превращать крашенки в писанки.
Воспитатель рассказывает, какие основные узоры применялись при раскраске яиц, показывает уже расписанные яйца.
Дети приступают к работе при непосредственной помощи воспитателя. По окончании работы, писанки ставятся на украшенный скатертью стол.
Дети рассматривают и обсуждают свою работу и работы других детей.
Воспитатель: - Ребята, а почему мы дарим друг другу яйца? (примерные ответы детей).
Послушайте: снесет курочка яичко, оно похоже на камушек, а в нем – жизнь – живой цыпленок. Яйцо – символ новой жизни, чистоты, символ надежды. Поэтому этот подарок так прост и так дорог. Поэтому во время пасхальной недели принято ходить в гости и дарить друг другу подарки.
В эти светлые дни ни одна душа не должна чувствовать себя одинокой и забытой.
Таким образом, подводя итог данного занятия, следуя традициям, мы отправимся на пасхальный праздник под названием
"Веселится народ - праздник Пасхи у ворот"
Зал оформлен в русском народном стиле (лавки, накрытые ковриками, ухват, печь, горшки). Дети заходят в зал под русскую народную мелодию, проходят и становятся произвольно.
1-й ребенок. Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Посмотри, весна настала!
2-й ребенок. Идет матушка-Весна, отворяй ворота!
3-й ребенок. Первым март пришел, белый снег сошел!
4-й ребенок. А за ним апрель – отворил окно и дверь!
5-й ребенок. А как придет май – солнце в дом приглашай!
6-й ребенок. Апрель, апрель, на дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
7-й ребенок. Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне.
Весна в апреле прилетает
С веселой ласточкой ко мне.
8-й ребенок. Приди весна с радостью,
С великой милостью –
С хлебами обильными,
С дождями сильными!
С солнечными лучами!
ПЕСНЯ «Весенняя песенка»
Вед. Молодцы! Хорошо зазывали и величали весну. Каждую весну к нам приходит праздник Пасха. Этот праздник на Руси считался «праздником праздников и торжеством торжеств».
Празднуют Пасху и верующие, и неверующие люди, ведь она – символ весны, пробуждения природы.
1-й ребенок. Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов,
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
2-й ребенок
Солнце ясное встает,
Всех на улицу зовет!
Веселится народ
Праздник Пасхи у ворот!
Песня «Пасхальная песенка»
Вед. Дети, а вы знаете, что такое Пасха? Название праздника происходит от еврейского слова «исход», «избавление». Начинается Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников, утверждающий воскрешение Христа. В этот день звонили колокола особенно торжественно. Этот звон зовется «пасхальный благовест». Послушайте колокольный звон.
ЗВОН КОЛОКОЛОВ (фонограмма)
Вед. Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Праздник длится целую неделю. И зовется эта неделя по-разному – пасхальная, светлая, святая. В эти дни люди совершают добрые поступки, прощают друг другу обиды. Приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес», и отвечают:
Дети: Воистину воскрес!
Вед. В народе сохранились приметы о пасхальном дне. А вы знаете какие?
Дети:
1. Мороз в первый день Пасхи - к обильному урожаю.
2. Если будет дождь, то и весна будет дождливая.
3. На Пасху бросать в окно и лить нельзя – Христос под окнами ходит.
4. На Пасху умывались с золота и красного яичка, в надежде разбогатеть и стать красивым.
5. Если на Пасху девица ударит локоть, значит, её милый вспоминает.
Вед. На праздник одевались во все праздничное и светлое, а тех. Кто ходил в гости называли «волочебниками». Давайте и мы будем сегодня волочебниками, пойдем в гости к нашей хозяюшке в избу.
Под русскую народную музыку дети идут по «улице», заходят в избу, где их встречает Хозяюшка
Вед. Хозяюшка, встречай гостей со всех волостей, званых и незваных.
Хозяюшка. Все в горницу приглашаются:
И барышни-вертушки,
И матрешки-хохотушки!
И солдаты служивые,
И дедуси ворчливые!
А пуще всех зову детишек!
Девчонок и мальчишек!
Будем петь и играть,
Старину вспоминать!
И в честь Пасхи у ворот
Заводите хоровод!
ХОРОВОД «Пчелочка златая» рус. нар. песня.
Хозяюшка. На Пасху я приготовила такие кушанья, которые едят один раз в году: куличи, пасхи, яйца - крашенки.
Ведущая. А у вас есть крашенки (обращается к детям)
Дети. Да!
Ведущая. Яйцо – символ жизни новой, чистой и светлой, символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел к заточению. Род родил любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». А ещё на Пасху все трижды целовались, приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!», обменивались яйцами, ещё их называли крашенками. Этот обычай всеобщего целования назывался – Христосование.
Хозяюшка. Есть много игр с «крашенками», в них мы сегодня и поиграем!
Девчонки и мальчишки, озорные ребятишки!
Выходите поиграть, свою удаль показать!
Игра «Плетень»
Хозяюшка. Я на Пасху на завалинке посижу,
Семечки щелкаю и во двор смотрю.
Все поглядываю да запоминаю.
СЦЕНКА «СЕМЕЧКИ».
Слышится: «Апчхи! Апчхи!»
Хозяюшка. Кто это там чихает?
Выбегает домовенок Прошка.
Домовенок. Кто, кто! Это я, домовенок Прошка,
Дайте семечек немножко.
В избе живу-поживаю,
Про все на свете знаю!
Хозяюшка. Лучше мы дадим тебе яичко, только с нами поиграй.
СОРЕВНОВАНИЕ «У КОГО ДАЛЬШЕ УКАТИТСЯ ЯЙЦО»
СОРЕВНОВАНИЕ «Чье яйцо дольше прокрутится?»
Хозяюшка. Эй, девчонки-хохотушки выходите петь частушки!
ЧАСТУШКИ (с инструментами) р. н. м.
1. Будем вам частушки петь –
Хлопайте дружнее.
Мы уж постараемся
Спеть повеселее.
2. Очень любим мы смеяться,
Петь и веселиться –
Чтобы было вам смешно –
Решили нарядиться.
3. Не хотела выходить,
Стояла и стеснялась,
А гармошка заиграла,
Я не удержалась.
4. У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большой –
Берегитесь, женихи!
5. Сяду я на лавочку,
Возьму я балалаечку,
Как ударю по струне –
Мальчики (девочки) бегут ко мне!
6. Ой, подруга дорогая,
Выходи со мной плясать,
Мы заставим гармониста
Полтора часа играть.
7. Мы частушки вам пропели,
От души старались.
Вам хотели угодить,
Как мы вам?
Дети: Понравились!
Хозяюшка. А сейчас я вас познакомлю с символами изображений, которыми расписывали пасхальные яйца :
Сосна – долголетие и здоровье
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие
Петушиный гребень – защита от нечисти
Дубовый лист – гармония
Солнце или мельница – к урожаю
Сорочьи лапки – символ сорока (40) святых.
(Показывает образцы росписи яиц)
Хозяюшка. А какая Пасха без угощений! И куличи, и пироги, и ватрушки, и сыр, и творог. Все самое лучшее выставлялось на стол. Вот и у меня в избе поспели в печи куличи – румяные и сладкие. Угощайтесь!
Хозяюшка угощает детей куличами. Затем дети покидают зал.