Сахно Наталья Петровна
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Развивать логическое мышление, речь, память;
2. Формировать умения высказывать свои мысли;
3. Познакомить детей с понятиями «Правда» и «ложь»;
4. Воспитывать такие нравственные качества как «честность», «справедливость»;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
5. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения пословицы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведений Н. Носова «Фантазёры»; Джонни Родари (итальянский писатель) – сказка о правде и лжи (Журнал «Работница» 1958 год); рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже».
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:
1. Сказка о правде и лжи;
2. Пословицы о правде и лжи;
3. Портрет В. Осеевой;
4. Рассказ В. Осеевой «Что легче».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Звучит музыка: Дорога Добра (из к/ф "Маленький Мук").
Воспитатель читает стихотворение детям.
1. На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
2. Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Что б только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
3. Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
4. Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
А только правду говорить.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель : - Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Эти слова мы употребляем, когда говорим о людях: называя одних правдивыми, а других – лживыми. А как вы понимаете, что такое «Правда», а что такое «Ложь»? И что из этого лучше? А сначала я прочту вам интересную сказку, которая так и называется: «Правда и ложь». ….За высокими горами, за зелёными лесами жили - были две сестры. Одну звали «Правда», а другую «Ложь». Правда была красивой, сильной, доброй. Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а ложь тут как тут. Ложь : «Что вам трудиться, да спины гнуть, бросьте зёрна, ветер сам их разнесет». Честный человек ее не слушает, знает себе трудится, а ленивому такой совет по нраву. Ляжет под куст да заснет, а работа как - никак выполнена, сам себя обманывает, урожая – то не бывать на его поле. А это голод.
Стал народ думать как от Лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что, знает себе врёт, да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит черные свои дела. До сих пор она живет с нами, и никто не знает, как изжить ее с земли нашей. Стараются люди только с правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то там она и поселится, и очень трудно от нее будет избавиться.
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете как уберечь себя от Лжи?
Дети: - Никогда не обманывать родителей и друзей, а если хоть раз обманем, то Ложь в сердце поселится, и будем мы обманывать всегда, а это плохо.
Воспитатель : - Какой вы представляете себе Правду и Ложь? Опишите их!
Дети: - Правду - красивой, сильной, доброй. Ложь – хитрой, изворотливой.
Воспитатель : - А теперь давайте отдохнем.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель : - А сейчас я вам назову слова, а вы поможете подобрать к ним слова близкие по значению (подбор синонимов). Итак:
•Правда – истина, действительность, верно, правильно, подлинно…итд.
•Ложь – обман, неправда, вранье, клевета, брехня…итд.
Воспитатель : - Люди составили много пословиц о правде и лжи. Сейчас я зачитаю некоторые из них и вы поможете объяснить, что она обозначает и как ее можно понять! (зачитывает пословицы, дети объясняют их значение).
•«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;
•«Кто сам врет, другим не верит»;
•«Красивая ложь, да от правды не уйдешь»;
•«Шило в мешке не утаишь».
Воспитатель : - А сейчас я вам хочу прочесть еще один поучительный рассказ "Что легче?", который написала В. А. Осеева. Послушайте его и скажите, какая из вышеперечисленных пословиц подходит к этому рассказу. (Читает).
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Дети: - Подходит пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», так как нужно говорить сразу только правду, какой бы она не была, чем сладкую ложь.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель : - О правде и лжи писала не только В. Осеева, но и многие другие Л. Н. Толстой, Н. Носов. Скажите, о чем мы говорили сегодня?
Дети: - О правде и лжи.
Воспитатель : - Что нового узнали?
Дети: - То, что правда и ложь, как добро и зло ходят рядом. Поняли, что не нужно бояться говорить правду, а ложь нужно обходить стороной.
Воспитатель : - А что, ребята, легче: солгать или сказать правду?
Дети: - Сказать правду, какой бы она не была. Потому что тайное всегда становится явным.
Воспитатель : - Верно, ребята! Потому что вам тогда не надо будет ничего придумывать. Значит, главное, вы должны признавать свою вину и отвечать за свои поступки. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходите стороной.