Татьяна Лис
«Весеннее путешествие». Непосредственная образовательная деятельность по лексической теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
по лексической теме : «Весна»
Тема занятия: «Весеннее путешествие.»
Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.
Коррекционно-образовательные задачи :
Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения : согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.
Публикация «„Весеннее путешествие“, Непосредственная образовательная деятельность по лексической теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.
Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.
Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.
Ход НОД:
I. Организационный момент
Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)
Психогимнастика с элементами самомассажа
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
• И лицо теплом мы умываем (ладонями проводить по лицу сверху вниз)
• Грабельками сгребаем все плохие мысли (движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)
• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
• А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
• А потом от носа мы к губам стекаем (движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)
• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
• Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)
II. Основная часть
- Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?
- А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна).
- У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)
- Назовите зимние и весенние месяца.
- Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?
- С кем мы можем сравнить зиму? весну? ( даются слова: старик, бабушка, девушка) (слайд 3)
- Какая зима? Весна? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)
- Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.
Задание (слайд 4)
- Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.
- Какие зимние цвета? Весенние цвета?
(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют - Что бывает белое, синее …., зелёное, жёлтое …. .)
- Как меняются краски с приходом весны?
Логопед: - Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. …. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.
Задание 1: «Скажите наоборот»
- Как всё меняется с приходом весны?
Зимой снег чистый, а весной - … грязный
Зимой дни холодные, а весной -
Зимой солнце тусклое, а весной -
Зимой погода часто пасмурная, а весной -
Задание 2: «Весенний лес»
(Рисование двумя руками - развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)
Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.
- А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….
- Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.
Задание 3:
- Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
(- Как вы понимаете это сравнение)
- Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).
Задание 4: Выделение последнего звука в слове
- Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)
- В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам).
Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным
- Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».
весенняя проталина,
весенний лес,
весенний скворечник,
весеннее дерево,
весеннее облако,
весенний лист,
весенний ручей,
весенняя трава,
весеннее солнце,
весенний цветок.
Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд - вода»
Задание 7: Птицы (ребусы)
- Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)
- Что могут делать птицы?
Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)
(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют,)
Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)
- В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.
срок -сок
крошка - кошка
мрак- мак
краска- каска
прачка- пачка
крот-кот.
Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).
Солнце наше высоко (тянуться вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)
Тает снег от лучей, (расслабление)
Звонко побежал ручей.
Вы за ручейком бегите,
И друг другу улыбнитесь.
Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память
- А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх!
(Шкаф, апрель, тепло, кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)
– Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.
(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)
III. Рефлексия
Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.
Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).
- С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.
Свой ответ начните словом – «Весной.».
(слайд 11)