Ольга Дигина
Непосредственная образовательная деятельность «Математическое путешествие по сказке Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Направление: познавательно-речевое.
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Тема: «Математическое путешествие по русской народной сказке «Репка»».
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Математическое путешествие по сказке Репка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Репка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Форма проведения: познавательно-игровая.
Форма организации: групповая.
Цель: закрепление пройденного материала, развитие и совершенствование полученных умений и навыков.
Задачи:
Образовательные :
1. Закреплять старинные способы измерения величины предметов, формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения, закрепить умения измерять меркой.
2. Закреплять навыки порядкового и количественного счета в пределах 10, соотносить цифры с количеством.
3. Формировать пространственные отношения «перед», «после», «между».
4. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры, сравнивать их по цвету, форме, величине, используя знаки-символы с отрицанием.
5. Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
6. Закреплять правила поведения в лесу. Предостеречь от несчастных случаев в природе.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию, чувство радости от достигнутого результата.
2. Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать.
Развивающие:
1. Развивать память, мыслительные процессы, быстроту реакции, воображение, познавательный интерес детей.
2. Развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат.
3. Развивать способность воспринимать задание на слух, считать в уме.
4. Развивать экологическое сознание детей.
Развитие словаря:
1. Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
2. Активизировать словарь: замкнутые и незамкнутые линии; острые и тупые углы; горизонтальные и вертикальные линии; лучи; отрезки.
Предварительная работа:
1. Разучивание пальчиковой гимнастики «На столе стоит стакан».
2. Пересказ русской народной сказки «Репка».
3. Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями, за живой и неживой природой.
4. Дидактические игры: «Найди фигуру по схеме», «Разложи плоды по тарелочкам».
Демонстрационный материал :
1. Искусственные ёлочки, пенёк.
2. Герои русской народной сказки «Репка».
3. Геометрические фигуры разной величины, цвета, формы.
Раздаточный материал :
1. Тарелочки с цифрами, фрукты, овощи.
Динамическая пауза:
1. Пальчиковая гимнастика «На столе стоит стакан».
2. Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку».
Основные части непосредственной образовательной деятельности :
1 часть:
а) организационная – «Игровая ситуация»;
б) сказка на мольберте.
2 часть:
а) поисково-экспериментальная работа;
б) решение задачи;
3 часть:
а) социализация (игра малой подвижности «Кто самый внимательный?»);
б) беседа по теме;
в) итог.
Последующая работа:
Игровая деятельность детей в совместной образовательной деятельности.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Оргмомент.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Гости: Здравствуйте!
2. Игровая ситуация.
Воспитатель: Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: «Колобок», «Три медведя», «Гуси - лебеди» и др.
- Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие по одной русской народной сказке, а как она называется, вы должны отгадать:
В огороде вырос овощ,
Приходите все на помощь.
Вытянуть не можем
Кто ещё поможет? (Репка)
- Правильно. Но в нашей сказке все герои поссорились, и не хотят помогать друг другу.
- Ребята, что мы должны сделать?
Дети: Помирить.
- А как можно помирить героев сказки?
Дети: Побеседовать с героями сказки, вспомнить стихотворение «Мирись, мирись и больше не дерись!», обнять друг друга, попросить прощения.
Воспитатель: Я думаю, нам пора отправляться на помощь нашим героям, а поможет нам волшебная палочка.
(Воспитатель берёт «волшебную палочку»)
Волшебные слова:
Дружно за руки беритесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь закроем глазки,
Скажем дружно:
«1, 2, 3,
В сказку нас перенеси!»
Воспитатель: Посмотрите, как здесь красиво, а вот и домик, в котором живут наши герои,
но почему- то никого нет дома, только один дедушка на огороде.
- Что он делает?
Дети: Тянет репку.
-Ребята, а дедушка один справиться с работой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, дедушка!
Дедушка: Здравствуйте, ребята.
Дедушке вы помогите,
Героев сказки помирите.
Воспитатель: Дедушку будем мы выручать, сказку народную с любовью встречать.
- Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не может. Позвал дед бабку.
3. Закрепление ранее изученного материала.
А бабка говорит: Выполнят дети мои задания, тогда и помогу тебе дед.
Дидактическая игра «Угадай числа»
Задание: дети должны назвать недостающие числа в числовом ряду.
Воспитатель: Ребята, назовите числа, которые должны стоять вместо знака «?».
1) 1 2 3 4 5? 7 8 9 10
2) 1 2? 4 5 6 7 8 9 10
3) 1 2 3 4 5 6 7 8? 10
4) 1 2 3? 5 6 7 8 9 10
Дидактическая игра «Весёлый счёт»
Задание: А давайте посчитаем от 1 до 10.
Считаем хором.
Задание: А теперь давайте посчитаем обратно от 10 до 1.
Считаем хором.
Бабушка: Спасибо, ребята, порадовали бабушку, пойду дедушке помогать.
Воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут.
Бабушка: Внучка, Машенька, иди репку тянуть.
Маша: Помогу, если ребята помогут мне фрукты и овощи по тарелочкам разложить.
Дидактическая игра «Разложи плоды по тарелочкам»
Задание: разложите плоды так, чтобы количество плодов соответствовало числу на тарелочке.
Дети выполняют задание, правильность выполнения проверяет воспитатель.
Словесная игра «Из чего готовим сок?»
Задание: воспитатель показывает фрукт или овощ, а дети должны назвать название сока из этого плода:
из апельсина – апельсиновый сок,
из груши – грушевый сок,
из яблока – яблочный сок,
из моркови – морковный сок,
из винограда – виноградный сок,
из помидора – томатный сок.
Дополнительная информация:
(Помидоры — плоды томата — с точки зрения ботаники;
ботаника - наука о растениях).
Пальчиковая гимнастика
(на материале чистоговорки со звуком с) :
На столе стоит стакан,
Он пустой стоит пока.
Вкусный сок в него нальём,
Из стакана сок попьём.
Маша: Спасибо, ребята, мне понравилось, как вы справились со всеми заданиями. Я пойду помогать бабушке и дедушке.
- Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут.
Внучка: Жучка, иди репку тянуть.
Жучка (сидит с геометрическими фигурами играет) : Если ребята помогут мне найти геометрические фигуры по схемам с отрицанием, тогда пойду.
Дидактическая игра «Найди фигуру по схеме с отрицанием»
Задание: дети, опираясь на схему с отрицанием, перечисляют признаки, по которым должны подобрать геометрическую фигуру.
Дети выполняют задание, правильность выполнения контролирует воспитатель.
Например:
1. Большой овал, но коричневый.
2. Немаленький квадрат красного цвета.
3. Маленький зелёный, но не треугольник.
Жучка: Спасибо, ребята, мне было трудно справиться с этим заданием. Пойду Маше, дедушке и бабушке помогу.
- Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку тянут - потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка Мурку: Мурка, иди репку тянуть.
Мурка: Приду, если ребята помогут Мышку в домиках найти.
Дидактическая игра «Геометрические домики»
Задание: дети должны назвать, какие знакомые геометрические понятия изображены на домиках.
Дети выполняют задание, правильность выполнения контролирует воспитатель.
Например:
Домик с острыми углами.
Домик с тупыми углами.
Домик с отрезками.
Домик с замкнутыми линиями.
Домик с лучами.
Дети: В домиках нет Мышки.
Мурка: Ребята, я пойду дедушке с бабушкой помогать, а вы в лес сходите, может она там?
Дети идут по лесу и зовут Мышку: «Ау, Мышка!»
Мышка: Здравствуйте, ребята! Я хочу погулять по лесу, а правила поведения в природе забыла. Вы мне не подскажите?
Дидактическая игра «Да — нет»
Задание: Я буду называть вам свои действия, если буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо – «нет» :
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
- Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
- Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
- Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Мышка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как вести себя в лесу, но мне пора идти домой помогать дедушке и бабушке.
- Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, тянут - потянут, вытянули репку.
4. Подведение итогов:
Дедушка: Спасибо, ребята, что помогли нам помириться.
- Расскажите, какие задания вам показались самыми трудными? А самыми интересными? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Воспитатель берё т волшебную палочку:
1, 2, 3 – в детский сад нас возврати!