Вера Ефремова
Непосредственная образовательная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
«Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Здоровье»
Тема: «Царство замороженной воды» (подготовительная группа)
Ефремова Вера Сергеевна
г. Орел – 2013
Программные задачи
1) Обучающая: расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, без запаха и вкуса);
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность» размещена в разделах
2) Развивающая: развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать, развивать у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия
3) Воспитывающая: прививать бережное отношение к воде; формировать положительное, эмоциональное настроение детей
Оборудование
Прозрачные пластмассовые стаканы и бутылки, подносы для воспитателя: поднос с предметами (кувшин с водой, стакан пластмассовый, пластмассовая бутылка, блюдце, салфетка- 2шт., воронка) Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода, на каждого ребенка: поднос маленький, салфетка, ложка пластмассовая, 1 стакан с водой, для растворения в воде ( у каждого из детей вещества разные: сахар, соль, мука, гуашь, воронка, 2 салфетки, соломинка для коктейля-2 шт.
Ход
Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Давайте поздороваемся с ними.
Я предлагаю начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами. Сегодня мы отправимся в необычное сказочное путешествие, раз путешествие необычное, то и транспорт должен быть необычным. Представили себя снежинками, закрыли глаза и полетели (дети закрывают глаза). Мы летим над заснеженными полями и лугами, медленно опускаемся. Открываем глаза. Посмотрите, ребята, куда мы попали. Да это же царство Снежной королевы
Звучит музыка. Голос снежной королевы: Здравствуйте ребята! Вы попали в мое царство полное неожиданностей и волшебства, и сегодня вас ждут интересные открытия я хочу показать вам свою лаборатория. Но прежде чем туда попасть отгадайте загадки:
Шумит он в поле и в саду
А в дом не попадет
И не куда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки
Белые… (снежинки).
Драгоценным ожерельем
Спать ложиться на деревья,
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов (снег)
Рыбам жить зимой тепло,
Крыша – толстое стекло (лед)
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет (иней)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Видно стало далеко (туман)
Я и туча и туман,
И река и океан
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу (вода)
Снежная королева: Молодцы, вы быстро отгадали загадки. Можете пройти в мою лабораторию. Музыка
Воспитатель: А что делают в лаборатории, правильно проводят опыты и эксперименты. Представьте, что вы юные ученые. Наденьте халаты. Вспомните, как нужно вести себя в лаборатории (нужно быть аккуратным, внимательным, работать осторожно соблюдая правила безопасности).А какие правила безопасности мы знаем? Скажите какие свойства воды мы уже знаем (не имеет формы, запаха, вкуса и прозрачная)
ребята, чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой — я вам сейчас расскажу.
1. Опыт со льдом
(Проблемная ситуация). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а в царстве снежной королевы они заморозились, попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?
Дети: Нужно освободить бусинки.
Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?
(Дети высказывают свои гипотезы)
Можно погреть в кулачке.
Можно положить на батарею.
Можно положить в теплую воду.
Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какой из предложенных способов самый быстрый.
(Дети проводят опыты с таянием льда и делают вывод; Почему бусинки разморозились? Благодаря теплу лед разморозился).
Воспитатель: А теперь посмотрите, какой необычный предмет появился в нашей лаборатории. Давайте подойдем и посмотрим его поближе. Что это? (фонтан). А что льется в фонтане? Верно вода. Что сейчас происходит с водой, за которой мы наблюдаем? (вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.) Вы сказали, что вода льется, течет. Значит вода – жидкость. Она не имеет собственной формы. Сегодня мы откроем еще одну тайну воды.
2. Опыт с водой
У вас на столе стоят стаканчики, в которых находятся различные вещества.
Стакан с сахаром, с солью, мукой. Также стоят стеклянные баночки с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с сахаром налейте воду и хорошенько размешайте ложкой
Воспитатель: Что случилось с сахаром?
Теперь налейте воду в стакан с солью и размешайте.
Что случилось с солью?
А теперь налейте воду в стакан с мукой и размешайте.
Что произошло с мукой?
Воспитатель: где вещество? Что случилось?
Воспитатель: Когда растворяли сахар, какая стала вода (прозрачная)
Растворили соль, какая стала вода (мутноватая)
Растворили муку какая вода стала? (Белая мутная)
Воспитатель-Так какое же свойство воды мы с вами открыли. Растворимость.
Воспитатель: Ребята посмотрите что у меня есть? Что это (цветные льдинки)
Как вы думаете как они получились? А вы хотите попробовать это сделать?
Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)
Физминутка
С неба падают снежинки, (Руки вверх, подтягиваемся и
Как на сказочной картинке. ловим снежинки.)
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Повороты вправо-влево)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (Колени высоко поднимаем.)
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет (Прыжки.)
Словно мягкий, рыжий мячик.
Ну а мы идем, идем (Шагаем.)
И к себе приходим в дом.
3. Опыт фильтрование воды
Воспитатель: Ребята я утром принесла в группу сосульки и они растаяли как выдумаете вода какая?Дети, а вы знаете мутную и грязную воду можно очистить с помощью ваты, которые лежат на столах. Это самый простой способ очистки воды. Давайте проведем эксперимент. У всех у вас получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: А теперь аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Великой. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встретиться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только после этого она попадает в водопровод. Но даже такую воду пить нельзя. Воду нужно кипятить. И только после это ее можно пить. А теперь предлагаю поиграть.
Игра «Какая бывает вода?» Дети встают в круг, воспитатель – перед ними с волшебной палочки. Воспитатель задает вопрос «Какая бывает вода?» и передает палочку ребенку, затем следующем и т. д. (минеральная, водопроводная, речная, родниковая, безвкусная, без запаха, прозрачная)
Стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
Снежная королева: Молодцы ребята. Вы все сегодня активно работали, я очень многому у вас научилась и на память я хочу вам подарить необычные игрушки. Если их положить в воду, они начинают расти! Дома вы проведете эксперимент и увидите, что произойдет!
Воспитатель: Давайте, ребятки поблагодарим Снежную королеву за подарки нам пора уже возвращаться назад.