Оксана Самойленко
Рекомендации для родителей «Непослушание и наказание ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить — пониманию естественности и неотвратимости наказания. Расскажите ребёнку, что жизнь сама демонстрирует примеры этого: не надев шапку, можно простудиться; балуясь и бегая на кухне, можно разбить чашку, упасть, обвариться горячей водой; прыгая на диване – упасть и сломать руку или ногу и так далее.
В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:
Публикация «Рекомендации для родителей „Непослушание и наказание ребёнка“» размещена в разделах
1) необходимо отдавать отчёт в своих действиях, их причинах, а также задумываться о мыслях ребёнка, который должен чувствовать справедливость наказания;
(Например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок ребёнка, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
2) в серьезных ситуациях ребёнок должен чётко понимать обоснованность действий родителей, если ребёнок не слушается — наказание вполне естественный результат. Будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном). Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений.
Главной целью наказания является лишение ребёнка какого-то значимого для него удовольствия; Ограничение должно быть реализовано сразу, а не отложено на более позднее время.
Наказание, исполненное спустя некоторый промежуток, может вызвать у ребёнка недоумение, в результате чего он затаит обиду.
Строго придерживайтесь принципов:
• Слово «нет» должно быть категоричным и твердым, не терпящим компромиссов, уговоров и обсуждений, не нужно договариваться с ребенком и отменять свое решение. Если пойти на поводу, можно стать объектом манипуляций.
• Каким бы ни был проступок, не стоит поднимать руку на ребёнка. (Так можно спровоцировать агрессию и закомплексованность.)
• Следует отказаться от постоянного контроля за ребёнком. (Это приведёт к отсутствию детской самостоятельности, решительности, ответственности. Такие дети легко поддаются чужому мнению и не способны принимать какие-либо серьезные решения. Все это переходит во взрослую жизнь).
• Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях :
1) во время еды;
2) в период болезни;
3) после или перед сном;
4) когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
5) когда ребенок хотел вас порадовать или помочь, но что-то случайно испортил;
• Категорично не нужно наказывать ребенка при посторонних.
С точки зрения многих психологов наказывать ребенка необходимо за:
• Оскорбления, особенно в отношении старших.
• Ложь.
Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления.
Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать ребенка. Вранье поощрять нельзя.
• Физическое насилие.
Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут.
Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.
• Демонстративное нарушение установленных правил поведения.
Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.
• Воровство.
Должно быть строго наказано.
За что нельзя наказывать ребенка :
• Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то
Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.
• И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает.
Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.
• Ребенок познает мир, проявляет активность
Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это естественное для ребенка поведение.
• Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями
Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.
• Действия, вызванные неосторожностью:
Например, случайно уронил и разбил чашку.
Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.
• Проявление чувств ребенком: ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее.
Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.
Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет, что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети зачастую не признаются в содеянном и выжидают удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.