Елена Чекмарева
Неподготовленная беседа (разговор) как основная форма работы по речевому общению ребенка со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1, там где тема выступления)
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Публикация «Неподготовленная беседа (разговор) как основная форма работы по речевому общению ребенка со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Одним из условий развития диалогической речи, является организация речевой среды, а основным направлением организации речевой среды в младшей группе является организация общения детей со взрослым.
Слайд 2
Данная форма работы выбрана неслучайно. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад (а у меня именно такая группа, это недостаточно развитая речь. На начало учебного года воспитанники не умели связно излагать свои мысли, с ошибками строили предложения особенно сложные, часто отвлекались от содержания вопроса.
Сегодня вопросы развития речи у детей младшего дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Наша задача - помочь детям развивать речь.
Слайд 3
Наиболее распространённой, общедоступной и универсальной формой речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни является, неподготовленная беседа (разговор) воспитателя с детьми. Такая форма педагогического взаимодействия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать образовательный процесс, сделать его более личностно-ориентированным.
Слайд 4
Известный французский философ Мишель Монтень назвал беседу «самым плодотворным и естественным упражнением нашего ума». Беседа основана на взаимном влиянии взрослого и ребенка, намерения и стремления, которые могут совпадать или противоречить друг другу. Замысел беседы не принадлежит исключительно кому-либо, хотя у каждого из собеседников могут быть заранее намеченные цели: во время диалога общая стратегия беседы может постоянно корректироваться в связи с меняющимся содержанием общения.
С помощью неподготовленной беседы можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка, исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической речи.
Слайд 5
Беседы (разговор) с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.
Самое лучшее время для коллективных разговоров - прогулка.
Слайд 6
Для индивидуальных разговоров подходят вечерние и утренние часы, но когда бы я ни говорила с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи, выявлять ее недостатки, определять, в чем следует поупражнять ребенка, узнавать его интересы, стремления, настроение.
Для разговора с детьми использую все режимные моменты на протяжении дня. Встречая детей в утренние часы, говорю с каждым ребенком, спрашиваю «Как провел выходные?», «Чем ты занимался в выходные дни?», «Расскажи, кого ты видел по дороге в детский сад?».
Слайд 7
Во время подготовки к завтраку, обеду, или полднику веду разговоры на следующие темы : «Зачем нам нужно мыть руки перед едой?», «Для чего нам мыло?».
Не избегаю разговоров и вовремя еды. Обращаюсь с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, правильно ли они держат ложку и т. д. Во время таких разговоров приучаю их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркиваю, что нельзя разговаривать с пищей во рту.
Слайд 8
При подготовке ко сну веду беседы на такие темы, как: «Мы устали, рукам и ногам надо отдохнуть», «Почему глазам надо отдохнуть?».
В дошкольном учреждении беседа проводится именно для развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении, как и в школе, дает знания.
Слайд 9
Тематику и содержание бесед определяю в соответствии с комплексно-тематическим планированием работы, за основу беру учебно-методический комплекс к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», а также темы для бесед подсказывает нам сама жизнь домашняя, детского сада, живое общение с детьми в быту :
1) о самом ребенке («Зачем Вите нос)
2) о семье («Кого ты любишь и почему? «Расскажи мне о папе?» «Кем ты будешь, когда вырастешь?»;
3) о труде взрослых в детском саду (повара, дворника, младшего воспитателя и др.);
4) о предметах быта и труда (мебели, посуде, одежде, бытовых орудиях труда, средствах передвижения и т. д.);
5) о природе в разные времена года (неживой и живой - растениях, животных, диких и домашних);
6) об общественной жизни : о своем доме, о названии города, где дети гуляют в выходные дни.
Слайд 10
Беседа воспитателя с детьми, возникавшая в свободном речевом общении, неподготовленной в собственном смысле этого слова является только для детей (они не знают, о чем с ними будут говорить, к чему привлекут их внимание); я же должна быть обязательно подготовлена. Поэтому при подборе бесед, учитываю личный опыт детей, запас их представлений и знаний, стремлюсь обеспечить активное участие в беседе каждому дошкольнику. Для этого соблюдаю следующие правила: ставлю вопрос всей группе, затем вызываю одного ребенка для ответа.
Слайд 11
По опыту знаю, нельзя спрашивать детей в том порядке, в котором они сидят, это приводит к тому, что часть детей перестает работать : неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.
Слайд 12
Дети во время беседы отвечают по одному, а не хором, но если ставлю такой вопрос, на который у всех может быть один и тот же ответ, то дети могут отвечать хором.
Слайд 13
В процессе беседы почти не исправляю фонетические погрешности детей: это делается намеренно, чтобы не смутить ребенка, не выключить его из беседы. Никогда не прерываю ответ ребенка, если в том нет прямой надобности. В разговоре использую следующий прием: я начинаю предложение, а ребенок его завершает, получается своеобразный диалог.
Слайд 14
Таким образом, к беседе, возникающей спонтанно в силу необходимости в речевом общении, не готовлю специально грамматическую форму своей речи и ее звучание (фонологию, доверяясь своему языковому чутью, но тему каждой беседы обязательно готовлю.
Слайд 15
Организации речевого развития в младшей группе не будет осуществлять в полном объеме, если родители останутся в стороне, поэтому работа по данной проблеме осуществляется посредствам анкетирования «Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?», «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду»; консультаций: «Дефицит общения – проблема развития речи детей», «Беседа как форма воспитательной работы»; родительского собрания «Беседа - как одна из форм развития речи детей».
Слайд 16
И вот на протяжении уже 7 месяцев, мы ведем беседы на всевозможные темы. В результате дети научились слушать и понимать речь взрослого, отвечают на вопросы, связно излагают свои мысли, высказываются в присутствии других детей, слушают друг друга, и уже не так часто отвлекаются от содержания вопроса.