Алла Ершова
Конспект занятия «Необыкновенный мир магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
-Формировать у детей представления о магните;
- Формировать у детей устойчивый познавательный интерес и развивая их способности к исследовательской деятельности.
-Познакомить с магнитом его особенностями и свойствами;
-Познакомить детей с элементом ТРИЗ: «маленькими человечками».
-Развивать мыслительные операции, умение делать выводы;
-Закрепить приобретенные знания в практической (экспериментальной) деятельности детей;
-Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект занятия „Необыкновенный мир магнитов“» размещена в разделах
- посылка, письмо, презентация «Электронное послание от Фиксиков», проектор, мультимедийный экран;
– на каждого ребё нка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, кусочки дерева, резины и пластмассы) предметами, коробка из-под обуви, скрепки; ёмкость с речным песком, банка с водой.
– таблица-схема для занесения результатов эксперимента (см. приложение);
Материал: магниты по количеству детей, канцелярские скрепки, болтики, картон.
Ход занятия:
Добро пожаловать в нашу лабораторию!
(В это время раздается шум и слышен лай собаки)
Ребята, что это такое? Что случилось?
Да это же знакомые нам всем любознательные человечки – Фиксики
(слайд 1)
Да тут и письмо от Симки и Нолика.
Интересно, что они нам написали.
(слайд 2)
Письмо от Фиксиков
«Дорогие ребята,у нас случилась неприятность. Кусачка стащила у нас все металлические детали, очень нужные нам для ремонта, перепутала и сложила вместе с пластмассовыми, резиновыми и деревянными в эту огромную коробку.
Нам самим не справиться, а Димдимыч уехал с родителями в путешествие. Помогите нам, пожалуйста, разобрать их!»
(слайд 3)
Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям? Как выбрать все металлические детали.
Предположения детей.
Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали от остальных?
Дети: Что бы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
(слайд 4)
Воспитатель: Посмотрите, как много разных магнитов существует на свете. Есть и круглые, и квадратные, есть магниты, похожие на подкову.
(слайд 5)
Обратите внимание, что большинство магнитов двухцветные. С одной стороны синего цвета, с другой- красного.
Знаете почему?
Сейчас я вам расскажу.
(слайд 6)
Воспитатель: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
На каждом полюсе живут маленькие человечки, они немного похожи на наших Фиксиков.
На северном полюсе живут человечки отрицательные, на них на всех нарисован знак минус, а на южном полюсе живут человечки положительные, на них нарисован знак плюс.
И, если встречаются человечки с плюсом и минусом, то они тут же бегут навстречу друг другу. Поэтому два магнита тут же притягиваются друг к другу.
А если встретятся человечки с одинаковым знаком, плюс с плюсом или минус с минусом, то они стараются убежать друг от друга. Поэтому магниты между собой не соединяются.
Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, нам просто необходимо посетить лабораторию и самим убедиться в этом.
Опыт с магнитами.
Дети пробуют соединить магниты.
Плюс с плюсом, минус с минусом, минус с плюсом.
Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Ребята, мы совсем забыли про проблему наших друзей Фиксиков!
Итак, мы пришли в научную лабораторию для того, чтобы выяснить, какие предметы притягивает магнит.
Перед вами находятся разные предметы, изготовленные из разных материалов.
При помощи магнита мы выясним, предметы из каких материалов притягиваются магнитом, а какие – нет.
А для того чтобы мы запомнили хорошо и ещё другим рассказали, давайте запишем наши результаты в таблицу.
Если предмет притягивается магнитом, то мы поставим знак «+», а если не притягивается, то знак «-».
Дети проводят опыты, результаты заносятся в таблицу.
(слайды 7-11)
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает пластмассовые, деревянные, резиновые предметы.
Молодцы, вы справились!
Ребята, посмотрите, Фиксики нам что-то хотят сообщить.
Записка от Фиксиков.
Ребята, настоящие ученые должны быть не только умными, но и сильными, здоровыми.
Мы с радостью хотим вас пригласить на веселую зарядку с Фиксиками.
Физкультминутка. (слайд 12)
Ребята, посмотрите, Нолик что-то загрустил…
Ну конечно же, как я могла забыть!
Фиксики очень любят играть в кладоискателей.
(слайд 13)
Недавно Нолик спрятал сокровища в этой куче песка, а в какое именно место, забыл. Сказал лишь, что клад металлический.
Проверим, а может ли магнит притянуть предметы, лежащие под слоем песка.
Не помешает ли песок работе магнита.
Опыт с песком.
Ход опыта: провести магнитом по поверхности песка.
Магнит притянет металлические предметы.
Вывод: Песок не мешает магниту действовать.
(слайд 14)
Опыт с водой.
Ребята, а вы знаете, как достать металлический предмет со дна стакана, не замочив руки? Сейчас мы попробуем это сделать.
Ход опыта: Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Вывод: Итак, магнит действует через воду.
(слайд 15)
Опыт с картоном.
На картоне монетка, под ним магнит.
Ход опыта: Дети двигают магнит, монетка тоже движется
Вывод: Магнит действует через картон.
Во время проведения опытов дети вносят результаты в таблицу, расположенную на доске.
Итог: 1. Магниты притягивают металлические предметы.
Магнит действует через песок.
2. Магнит действует через воду.
3. Магнит действует через картон.
Ребята, теперь, когда мы узнали о магните столько нового и интересного, сможем ли мы помочь Фиксикам достать из коробки все металлические предметы?
Как мы это будем делать?
Давайте подойдем к коробке и при помощи наших магнитов достанем все – все металлические предметы.
Дети при помощи магнитов достают из коробки металлические предметы и перекладывают их в отдельную ёмкость.
(слайд 16)
Спасибо вам за то, что посетили нашу научную лабораторию.
Что нового вы узнали сегодня? Что понравилось, запомнилось больше всего?
А за то, что вы помогли Фиксикам справиться с их бедой, они просили меня передать вам вот эти замечательные книги. Читайте их с ребятами своей группы, узнавайте новое, экспериментируйте.