Наталья Ростовщикова
Немного о душе ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Понять и изобразить душу ребенка—это задача более трудная, чем понять и описать душу взрослого. Душу взрослого мы понимаем, руководясь нашим собственным самочувствием,нашим внутренним опытом и памятью и, наконец, нашим наблюдением над другими. Но других мы понимаем, сравнивая с собой: мы распознаем и различаем у других: страх, любовь, задумчивость, и пр., потому что мы сами нередко испытываем эти состояния, мы понимаем их, понимаем у себя и можем понимать у других. Но в применении к душе ребенка такой путь не приемлем. Душа ребенка решительно отличается от души взрослого, и невозможно перенести на ребенка наблюдения, сделанные над взрослым и наоборот. Существует, кроме того, и другое затруднение.
Темочки:
Важнейший период детской жизни первые месяцы и первые годы не оставляют в индивидуальной памяти никакого следа. Ребенок начинает впервые понимать и сознавать себя в ту пору, когда его умственное развитие уже успело сделать колоссальный шаг от своей исходной точки; но первые умственные успехи —момент возникновения мысли и появления сознания, отчасти также и дальнейший умственный прогресс - едва, едва мерцает в памяти, пока, наконец, не установится ясная память душевных актов.
Когда ребенок становится взрослым человеком, он совершенно не помнит своего раннего детства.
Но как ни трудно понимание детской души, все же оно возможно, лишь необходимы другие приемы исследования кроме тех, какие обыкновенно потребляются в психологии. С применением этих приемов задача значительно облегчается.
Период — от второго до шестого года жизни — не носит на себе следов какого либо исключительного и специального отпечатка, напротив, он характеризуется равномерным развитием всех сторон душевной жизни с развитием речи включительно. Нельзя не признать, что этот период детской жизни наименее изучен и наименее известен. На детей этого периода обращено в семье меньше внимания, отчасти потому, что бывают дети меньшого возраста, отчасти в виду отсутствия чего либо, выдающегося и поражающегося, отчасти, наконец, потому, что дети этого возраста, благодаря развитию хоть бы и речи, вышли из беспомощного положения и способны к самостоятельному препровождению времени без непосредственного участия взрослых. Таким образом, дети этого возраста, до некоторой степени, ускользают от взора и наблюдения старших.
С анатомической точки зрения разбираемый период сходен с предшествующими периодами, но отличается от последующего периода тем, что в течение его продолжается анатомическое развитие мозга. Хотя, с развитием речи, успели выступить на сцену все важнейшие душевные отправления, но деятельность их далеко не представляется полной ни в качественном, ни—в особенности — в количественном отношении.
Еще есть много недочетов и пробелов, и центры высшей душевной жизни еще во многом недоразвиты. Соответственно этому, хотя ребенок способен на многия душевные проявления, но далеко не на всё и не в полном объеме; поэтому и вся деятельность дитя в этом периоде носит тот своеобразный отпечаток, который мы называем детством, неразумием, невинностью, наивностью, и который делает не только необходимым, но и неизбежным попечение о ребенке и всестороннюю опеку.
Весь период до 7-го года представляет собою время постепенного, методического раскрытия разных сторон чувства, ума и воли у ребенка. Существенным отпечатком этого периода является объединение всех процессов чувства, мысли и воли, цельную единую человеческую личность. Уже в этом периоде можно говорить о характере новой определяющейся личности, отчасти также о вероятных дарованиях. Так как ценность человеческой личности зависит не только от размеров и силы отдельных сторон души, но, быть может, еще более от их гармонического сочетания, то правильный ход процессов душевного развития в этом периоде имеет важное значение и для всей дальнейшей эволюции души. Основания для одностороннего или неправильного развития характера могут закрасться в этом периоде.