Татьяна Архипова
Нейропсихологический подход в коррекции СДВГ у детей
ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, произвольная регуляция, нейропсихологическая коррекция.
В настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относится к числу наиболее распространённых неврологических заболеваний в детском возрасте. СДВГ наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Заметнее всего проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно снижается, однако не «исчезает» окончательно: если проявления гиперактивности и импульсивности уменьшаются с возрастом, то дефицит внимания только нарастает.
Публикация «Нейропсихологический подход в коррекции СДВГ у детей» размещена в разделах
В развитии СДВГ наблюдаются также половозрастные различия. У мальчиков 7 - 1 2 лет признаки синдрома встречаются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. (Политика О. И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ. С. -П. : Речь, 2005)
Проявления СДВГ могут быть распределены по трё м основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивности и гиперактивности. Также значимой (хотя и не входящей в «клинические признаки») является социальная дезадаптация.
Дети с СДВГ обладают характерными нейроспихологическими особенностями развития, проявляющимися в слабости фронто-таламической системы (в которой лобные доли, получив активационные влияния от ствола
мозга, регулируют уровень активации всего мозга в целом) и (или) системы неспецифической активации (её обеспечивают стволовые структуры
мозга, ретикулярная формация). Возникает цепь неблагоприятных последствий: вторично нарушается созревание ВПФ, осложняется процесс формирования школьных навыков, возникает социальная дезадаптация разной степени выраженности. Кроме того, у детей с СДВГ снижен уровень внутриполушарных связей, в частности между лобными и височными, теменными долями.
Сочетание нейроспихологического сопровождения и медикаментозного воздействия наиболее эффективно для решения этих проблем.
Исследования вербального интеллекта у детей младшего школьного возраста с СДВГ (Депутат И. С., Старцева Л. Ф., Иорданова Ю. А. Альманах «Новые исследования». – М. : Вердана. 2009, №2 (19). С. 34-35.) показали, что по таким показателям (использовался тест Векслера, как общая осведомлённость и объём простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухоречевая память у них сформирована хуже.
Методологическую основу данной программы нейропсихологической коррекции представляют : учение А. Р. Лурии о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ (нейроспихологическая петля развития, возможности «Методики замещающего онтогенеза» Б. А. Архипова и А. В. Семенович. Методика построена как трехблоковая система, ориентирована на особенности и этапы полифункционкционального созревания головного мозга ребенка.
Первый функциональный блок, является уровнем активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов (А. Р. Лурия). Он обеспечивает базис подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, которые в значительной степени составляют стиль психической и учебной деятельности ребенка.
Для оптимизации и гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности необходимы упражнения, направленные на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга. Это 1)растяжки и дыхательные упражнения; 2)массаж и самомассаж, особенно эффективен массаж пальцев рук и ушных раковин; 3)глазодвигательные упражнения, позволяющие расширить поле зрения, улучшить зрительное внимание и восприятие; однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, развивающие межполушарное взаимодействие, повышающие энергетизацию организма, снижающие психоэмоциональное напряжение; 4)телесные упражнения и техники релаксации (проводятся в начале и/или в конце занятия). В качестве вспомогательных приемов рекомендуется цветомузыкальное сопровождение, ароматерапия.
Структуры и системы второго функционального блока принимают, перерабатывают и хранят сенсорную информацию, обеспечивая взаимодействия с внешним миром. Для оптимизации этого уровня, осваиваются упражнения, направленные на 1) развитие свойств внимания, памяти, восприятия (модально-специфические и неспецифические характеристики); 2) формирование пространственных представлений и отношений; 3) развитие ловкости, плавности и последовательности произвольных движений.
Морфофункциональные структуры третьего блока позволяют ребенку выстраивать собственные программы поведения (серийная организация движений, ставить перед собой цели, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь.
Префронтальные отдела мозга организуют активную сознательную деятельность, контролируют ее. У детей с СДВГ данные процессы не сбалансированы. На этом этапе оправдано применение: 1) игр по правилам и ролевых игр; 2) коммуникативных упражнений с невербальных и/или вербальным акцентированием; 3) упражнения для развития произвольности, саморегуляции, креативности, рациональности и вариативности поведения.
Дополнительно дети в группе соблюдают определенные правила и ритуалы.
Структура занятий не является жесткой, и в зависимости от приоритетов коррекции интенсивность направленного воздействия меняется, но строго соблюдается принцип «снизу вверх». Длительность курса – не менее 7-9 мес. при 1-2 занятиях в неделю с обязательным закреплением навыков в домашних условиях. Психологический смысл длительного цикла ежедневных занятий в том, что работа церебральных блоков выстраивается заново, исправляются аномально сформированные взаимодействия функциональных систем мозга, тем самым реализация психических функций становится экономичной и эффективной.
Ожидаемый результат: оптимизация нейродинамического фона протекания психических процессов, нивелирование или ликвидация проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, развитие целостной и последовательной стратегии обработки информации, формирование произвольности, целенаправленности и самоконтроля деятельности. На практике это проявляется в сокращении числа ошибок при уменьшении помощи со стороны взрослого и усложнении заданий, заметно повышается доля произвольной регуляции деятельности.