Юлия Юрина
Нейропсихологические игровые приемы в системе коррекции слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на формирование межполушарных взаимодействий и
развитие чувства ритма.
Ритмическая артикуляционная гимнастика, выполняемая под счёт
Ребенку предлагается проведение комплекса артикуляционной
гимнастики перед зеркалом под счет.
1. «Часики»;
2. «Часики с глазами»;
3. «Качели» и др. ;
4. «Массаж-гимнастика с помощью ребёнка».
Ребёнок показывает движение рукой, а логопед двигает язык в нужную
сторону.
Игры с камнями
- Сенсорные. Ребенку предлагается выполнить сортировку предметов по
цвету, форме, размеру. Необходимо разложить предметы. Предлагается
выполнить вначале ведущей рукой, затем подключить вторую руку, далее
двумя руками одновременно. Когда ребенок усвоил алгоритм таких
действий, можно предложить выполнить сортировку перекрестно (слеванаправо).
- Речевые. Инструкция: - «Я буду говорить звуки, а ты как услышишь звук
«А» клади камешек»;
- «Положи столько камешков, сколько раз я хлопну в ладоши»;
- «Я буду говорить звуки, а ты на звук «А» клади красный камешек, а на «У»
зеленый: АУ, УА, АУА, АУУА, УАУА (начинаем с 2 звуков, затем цепочку
звуков увеличиваем, количество зависит от памяти ребёнка, как усложнение
– использовать обе руки. Красный камешек класть левой, а зелёный – правой
рукой);
- «Я буду считать до 3х, а ты как услышишь слово «два» клади камешек. 1 2
3 1 3 2 1 2 2 3)».
- Математические. Приготовить камешки с цифрами. Ребенку предлагается
прохлопать, протопать такое количество раз, какая цифра изображена.
Просим достать камешек с цифрой, а затем посчитать вверх, вниз, двойками,
пятёрками, назвать какое число будет перед этим числом, за этим числом,
между какими числами расположено это число. Можно достать два камешка
и посчитать от одного числа к другому, придумать задачки.
Математическая задача: посчитать рыб по цвету. Назвать каких больше,
меньше и поровну. Посчитать рыб, которые плывут налево, направо, вверх и
вниз, как внутри одного цвета, так и в целом. Можно использовать хлопки.
Например: «Я загадаю рыб хлопками. Хлопну 2 раза. Каких рыб я загадала»?
(2 оранжевых плывущих налево, 2 розовых налево и т. д.).
Коррекция звукопроизношения. Ребенку предлагается выкладывание
камешков на слоги (можно использовать обе руки):
Последовательность из 2-3х слогов с использованием камешков: па-мапа-ма…; па-ма-ха-па-ма-ха…
Проговаривание слов с помощью камешков: ди-ван, по-ме-ха, ба-рабан, ка-ран-даш и др.
Закрепление правильного произношения поставленного звука в словах
с помощью камешков.
Логоритмичесие игры
Логоритмические игровые упражнения выполняются под музыкальное
сопровождение. В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию.
Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто
повторять его ежедневно. Предлагаются игры с показом движения, а также в
зависимости от уровня сложности – последующим проговариванием.
Первый уровень сложности
Упражнение «Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Упражнение «Шел по берегу петух»
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
Упражнение «Пальчик-непоседа»
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо
пальчиком до носика, ушка, животика, ножки)
Упражнение «Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках,
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
Второй уровень сложности
Упражнение «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с
движением головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
Упражнение «Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый
пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой
фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и
перебирать ими).
Упражнение «Правая и левая»
Эта правая рука,
Эта левая рука, (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая!
Будет сильной левая, (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки
поочередно)
Будут руки у меня ловкие, умелые («мотаем клубочки»).
Упражнение «Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики
пальцев).
Третий уровень сложности
Упражнение «Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками
– как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи
оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют»
на ладошки).
Упражнение «Шарик»
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку,
постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).
Упражнение «Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой
руки выставить вперед)
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали
бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8
раз.
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест -
накрест)
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
Упражнение Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)
Облака плывут над сушей (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)
Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)
Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают)
(М. А. Мордвин)
Упражнение «Морская фигура, замри!». Дети стоят на некотором
расстоянии друг от друга.
Ведущий отворачивается и считает: «Море волнуется раз, море волнуется
два, море волнуется три, морская (или другая) фигура замри!»
В тот момент, когда ведущий произносит «замри!», он оборачивается, а все
остальные должны замереть в той позе, в которой оказались, даже если едва
удерживают равновесие. Пошевелившийся выбывает из игры. Игру можно
проводить под музыку, и в качестве сигнала использовать остановку музыки.
Игры с барабаном
Дидактические игры на барабане помогают развивать чувство ритма,
межполушарные связи, моторику рук, помогает в коррекции
звукопроизношения, звуконаполняемости и нарушений слоговой структуры
слова.
На начальном этапе работы ребенку предлагается отработка
пальчиковых шагов (упражнение «Шагалки» - по заданному алгоритму
ребенок выполняет «пальчиковые шаги»);
Выполнение пальчиковой гимнастики на барабане (упражнение «Игра
на рояле» - ребенку предлагается сыграть ведущей рукой, имитируя игру на
рояле, затем можно подключить вторую руки. При освоении данного
алгоритма – игра на рояле осуществляется двумя руками.
Ритмы – пальчиковая гимнастика;
Проговаривание слогов со стечением согласных, слов, предложений;
Загадывание песни из слогов;
Ритмы правой и левой рукой: левая – 12, правая – 12; левая – 12, правая
– 123 и т. д. ;
Повторение ритмов, отхлопывание слов со стечением согласных.
Отработка ритмической структуры. Логопед задает ритм, отстукивая
его рукой.
1. Громко-тихо! Тук тук Тук тук Тук ТукТук тук ТукТук тук.
2. Барабанщики! Бам бам бам бам бам Бам бамбам Бам бамбам бамбам Бам
бамбам Бам.
3. Капельки! (также, как и 2п.).
4. Медведь и медвежонок топает (как 1п.).
Ребенку предлагается повторить упражнение, сначала он видит руки
логопеда, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты
игры: ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой,
двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; ребенок
придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Чередование ритма речи должно быть равномерным (ускорение,
замедление, напряжение, ослабление).
Игры с мячом
Дидактические игры с мячами (обычные мячи, прыгуны,
кинезиологические мячи) способствуют развитию межполушарных
взаимодействий, ускоряют этап автоматизации поставленных звуков,
нормализуют нарушения слоговой структуры слов.
На начальном этапе ребенку предлагаются подготовительные упражнения –
перекаты.
Далее, ритмические упражнения:
1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот;
2. передача соседу и наоборот;
3. по кругу;
4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая);
5. вариации.
Упражнения с кинезиологическими мячиками
Примечание: Упражнения с кинезиологическими мячиками развивают
моторику, координацию глаз – рука, функции переработки кинестетической,
слуховой, зрительно-пространственной информации, серийной организации
и произвольной регуляции
Выполнение серии различных движений с мячиками и удержание
определённого ритма развивают концентрацию внимания и
сосредоточенность, помогают выработать усидчивость. Тренировка
правильных захватов мячика развивает мелкую моторику и подвижность
кисти, выравнивает тонус мышц в руке, благодаря чему ребёнку постепенно
становится легче писать красивым, аккуратным подчерком.
Развитие крупной моторики в целом повышает двигательную
активность, развивает координацию, укрепляет опорно-двигательный
аппарат. Отслеживание мяча глазами тренирует зрение и зрительное
внимание: улучшается навык чтения за счёт расширения зрительного поля,
ребёнку проще удерживать строчку и в процессе чтения, и при письме.
Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях
синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют
межполушарное взаимодействие, оптимизируют и улучшают мозговую
деятельность в целом.
Основные виды захвата мяча:
1. «Чашка» – рука ладонью вверх, расположена в виде чашки (пальцы рук
слегка согнуты).
2. «Стакан» - рука располагается так, как будто держит стакан с водой,
только вместо стакана – мяч (большой палец с одной стороны, сложенные
вместе 4 оставшихся – с другой).
3. «Обезьянка» - захват ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху) Основные
виды движений с одним мячом.
Основные виды движений с одним мячом:
1. Броски вниз двумя руками.
2. Броски вверх двумя руками.
3. Броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при
броске ловле мяча; броски с хлопками.
Двумя руками одновременно и поочерёдно под счёт, на заданные
звуки. Например, на звук «А» правой рукой отбивать мячик, на «У» левой.
Могут быть разные звукосочетания: ау, уа, ауау, аау, ууа…
Парные упражнения с мячами. Игры на автоматизацию звуков, живоенеживое, летает-не летает…
Нейропсихологические игры с мячом
1) Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет
слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо»,
а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
2) Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
кидает его и сразу ловит;
кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
3) Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный
мяч.
4) Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
5) Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к
какому времени года относится этот месяц.
6) Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
7) Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро,
таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним,
теннисным).
8) Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и
левой руками.
9) На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало
этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то
слева от нее.
Логопедическая коррекция через движение
1) Работа над коррекцией звукопроизношения: использование рук,
дирижирования, колючих мячей.
2) Работа над слоговой структурой слова: по слогам, по ролям, с
использованием игрушек, хлопки, шаги.
3) Работа над лексикой, изображаем руками… Например: «Где растут
ягоды»? (деревья, большие кусты и маленькие кустики необходимо
показать).
4) Работа над грамматикой (на детях, на игрушках).
5) Двигательные диктанты (3 шага вперёд, 2 шага направо).
Нейроскакалка (скакалка на ногу)
Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног.
Одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать движения вправовлево, либо вперед-назад, либо по кругу, чтобы скакалка крутилась. При этом
улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы,
гармонизируется работа мозга.
В качестве вариации игрового упражнения можно включить музыку и
скакать в ритм, будет развиваться ещё и правое полушарие, если на каждый
круг скакалки считать, либо произносить какие-либо автоматизированные
ряды (времена года, месяца, дни недели, будет развиваться также левое
полушарие.