Инна Недовиченко
Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Публикация «Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др., а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Можно выделить цели и задачи использования нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей.
Задачи:
стимулирование и запуск речевых процессов
формирование когнитивных способностей
развитие познавательной сферы
снятие психоэмоционального напряжения.
Некоторые игры осуществляются на балансировочной доске с использованием игр на удержание равновесия. Также используются игры на бабуте и с фитболмячами. Для проведения этих нейроигр следует придерживаться следующих педагогических условий организации:
-игры проводятся на коврике, чтобы в случае падения ребенка, оно было безопасным
-игры проводятся босиком для воздействия на стопы ребенка
-перед игрой проводится инструктаж по технике безопасности
-воспитатель использует сюрпризный или соревновательный момент, чтобы заинтересовать детей игрой
-воспитатель знакомит детей с правилами игры и ее значением
-в процессе игры воспитатель хвалит детей, отмечает их заслуги
важно, чтобы игра приносила детям удовольствие.
Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста.
Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.
Использование нейроигр во время утренней или бодрящей гимнастики поможет улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.
Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Необходимо обеспечить вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, познакомить их с особенностями нейропсихологического подхода, провести ряд консультаций, мастер-классов по обучению родителей нейроиграм.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
Список литературы
1. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Москва, 2003 год
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2012.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М. : АРКТИ, 2014.
4. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Москва, 1987 год
5. Цветкова Л. С. «Методика нейропсихологической диагностики детей». Москва, 2000 г.
Нейроигры
Можно рекомендовать следующие игры: на балансировочной доске:
«Поймай арбуз»: подбрасывание большого мяча
«Расколи кокос»: отбивание большого мяча от пола
«Пойма яйцо и не разбей»: подбрасывание маленького резинового мяча
«Жонглер» перебрасывание маленького
мяча с одной руки в другую;
Приведем примеры следующих подвижных нейроигр.
Игра «По камушкам». На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:
Мы по камушкам пойдем,
Гладкий камушек возьмем.
При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.
Мы по камушкам пойдем,
И сюрприз себе возьмем.
При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки.
В конце игры педагог спрашивает, кто больше всего нашел овощей, фруктов или камней.
Игра «Полоса препятствий». Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.
Среди игр малой подвижности хорошо использовать русскую народную игру «Ладушки», в которую играют по парам. Вначале при обучении этой игре применяется упрощенный вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок о ладони друга. По мере усвоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок правой ладони о правую ладонь друга, на три – хлопок своими ладонями друг об друга, на четыре — хлопок левой ладони о левую ладонь друга, на пять игра повторяется. Можно использовать речитатив Кони-кони-кони, сидели на балконе». Замечено, что такая игра дается детям не сразу, но по мере ее освоения, дети начинают очень хорошо в ней ориентироваться, у них улучшается не только ловкость и координация, но и развиваются мыслительные процессы.
Игра «Цапля». Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.
Такая игра эффективно воздействует на стопу. Осуществляется ее самомассаж. Игра способствует активизации подвижности стопы, суставов и пальцев ног.
Игра «Орел». Все дети гуляют по коврику босиком. По команде «орлы замрите», дети должны встать на одну ногу, другую закинуть на колено, присесть в полуприсед и переплести руки перед собой. Поза напоминает позу орла из йоги. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется. Этот игрок становится водящим.
Дидактические нейроигры
«Прищепки». Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
«Лабиринты». Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.
«Кристаллы». Игра представляет собой большое поле (45 на 45 см., на которое нанесены квадраты, указаны стрелочки и разложены цветные кристаллы. Играют два игрока. Они передвигают фишки от старта к финишу и собирают кристаллы. Для определения количества ходов используют кубик. При этом игрок должен в слух произнести, сколько ему клеток и в каком направлении нужно пройти. Например: «Три клетки прямо, повернуть на одну клетку налево и две клетки вверх». Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов.