Нина Владимировна Музыкова Колесникова
Нейроигры и упражнения в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
НЕЙРО-игры и упражнения в работе воспитателя ДОУ.
На сегодняшний день воспитание здорового и всесторонне развитого реб нка оста тся наиболее актуальной проблемой. По результатам ежегодного мониторинга, каждый педагог в нашем дошкольном образовательном учреждении, может отметить увеличение в группах детей с речевыми нарушениями, а также гиперактивных, невнимательных, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью. Таким детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции педагога, так как внимание рассеивается, и они улавливают только часть полученной информации. Отсюда следуют проблемы в обучении. Преодоление различных отклонений в развитии у детей с речевыми нарушениями, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптация и социализация в обществе возможны только при взаимодействии всех педагогов дошкольной образовательной организации в комплексе. Поэтому у нас педагогов работающих с такими детьми, возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание. В своей работе мы применяем нейропсихологические игры и упражнения, которые позволяют непринужд нно, в игровой форме, эмоционально окрашено учить ребенка чувствовать пространство, свое тело, развивать зрительно-моторную координацию, формировать правильное взаимодействие ног и рук, совершенствовать свое зрительное и слуховое внимание, а также учиться последовательно выполнять поставленную педагогом инструкцию. Нейроигры представляют собой комплекс упражнений, который ориентирован на повышение взаимодействия полушарий головного мозга. Эти игры могут быть очень полезны как для детей, так и для взрослых. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость. Данные игровые упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий и каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого, левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Все это натолкнуло нас на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. При несформированности межполушарного взаимодействия происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: инфантильность, отсутствие познавательной мотивации, задержка умственного развития, поведенческие нарушения, моторная неловкость, логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр) Формируя межполушарные связи нейроиграми и упражнениями, под влиянием двигательных импульсов от пальцев, у ребенка включается механизм «единства мысли и движения». Регулярные упражнения способствуют образованию значительного количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, развитию сенсомоторики, пространственной координации, высшим психическим процессам. У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук. Игры выборочно можно использовать во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей, как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Возможно применять элементы игр и упражнений, как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и устранение психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в режимных моментах, в своей группе:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа воспитателя
- Темочки
Итак, организуя утреннюю гимнастику, я добавляю к обычным физическим упражнениям, 2-3 упражнениянейробики. Выполняем с ребятами перекрестные шаги и разнонаправленные движения, сменяющие друг – друга. Простые, но эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарных связей, например:
1. Упражнение «ПОЯС -ПЛЕЧО», движение перекрёстного характера. Эти упражнения у детей получаются не сразу, поэтому ведется предварительная и индивидуальная работа.
2. Упражнение «ЛОКОТЬ - КОЛЕНО» (перекрёстные шаги). При выполнении этого упражнения, высоко поднимаем колено и тянем к нему противоположный локоть. Чем медленнее выполняется упражнение, тем выше его эффективность и тем ощутимее будет результат. Идеально подходит для активации зон мозга, ответственных за логику и счет. Сначала нужно выполнять упражнение в быстром темпе, а затем постепенно замедлять. Чем медленнее вы двигаетесь, тем быстрее работает ваш мозг.
ПАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ЗА СТОЛОМ С 5 ДЕТЬМИ)
Так же нейроигры и упражнения я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работая двумя руками одновременно, активизируются оба полушария мозга. Ребенок сосредоточенно повторяет движения воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное внимание.
В КРУГУ «АПЕЛЬСИН» В совместной деятельности также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов нейроигры, является игра «Передай мячик», мы с детьми называем её «АПЕЛЬСИН». Произнося текст считалочки «Мы делили апельсин», дети стараются ритмично передавать мячик из одной своей руки в другую, передавая мяч по кругу. Сначала все движения делаются медленно, и лишь когда детям понятны все этапы игры, можно увеличить темп или добавить ритмичную музыку, менять направление передачи мячика. С этой игрой хорошо сочетается игра в кругу «Коленки свои и соседа», в которой имеются движения перекрёстного характера Дети ритмично выполняют касание ладонями своих колен и колен рядом сидящих детей.
Игра «КУЛАК РЕБРО ЛАДОНЬ». При выполнении физминуткия применяю известное упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Целью этого упражнения является: развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие мышления, внимания, улучшение координации движений, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Ребёнку нужно запомнить 3 положения: кулак, ребро, ладонь. Сначала упражнение выполняется одной рукой, как левой, так и правой поочередно, затем можно усложнять выполнения заданий, включая согласованную работу обеих рук одновременно. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Игра «СОМНИ ЛИСТОК». Прекрасной альтернативой пальчиковой гимнастики является упражнение «Сомни листок». Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками сомнём оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. Упражнение выполняется на весу. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи.