Анастасия Быкова
Неделя здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя здоровья
Неделя здоровья — форма активного отдыха детей, когда режим дня наполняется различными играми и упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе в холодное время года.
В течение недели особое внимание уделяется формированию у ребенка элементарных представлений об особенностях строения и функционирования своего тела, психологической готовности к активной оздоровительной деятельности.
Публикация «Неделя здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
В методике проведения недели здоровья делается акцент на самостоятель-ное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении различных заданий. Целесообразно включать в содержание занятий и игр задания игрового характера: легкий бег на носках — «Бежит вода», имитационные движения — «Зайка прыгает по полянке», упражнения для глаз — «Белочка прыгает с веточки на веточку», а также упражнения для формирования осанки и стопы, дыхательные упражнения и т. д.
Темы бесед, проводимых с детьми, могут быть разными: гигиена, питание, закаливание, строение отдельных частей тела человека и т. д.
И, конечно же, при организации активного отдыха с целью повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление физкультурного зала, групповой комнаты, спортивной площадки в соответствии с содержанием мероприятий, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных ритуальных моментов (приветствия команд, зрителей, вручение наград и т. д.).
Подготовка к проведению недели здоровья осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми, которая включает чтение книг, просмотры иллюстраций, видеофильмов о спорте, спортсменах, разучивание подвижных игр, эстафет. Однако некоторые игры, аттракционы и простые двигательные задания могут быть проведены без предварительного ознакомления детей с ними как сюрпризный момент.
Время проведения Содержание работы Возрастная группа
Понедельник
Утро 1. Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
2. Спортивные аттракционы «Танцы, игры, песни вокруг елки»;
2-я младшая группа
Прогулка Подвижные игры «Зима пришла»,
«Зайка беленький сидит»
Вторая половина дня 1. Режим индивидуального пробуждения (сухое умывание);
2. Спортивное развлечение: «Выпал снег, первый снег, всюду шум, всюду смех»
Вторник
Утро 1. Утренняя гимнастика с элементами логоритмики;
2. Рассматривание иллюстраций «Зимние развлечения»;
2-я младшая группа
Прогулка Катание с горки, лазанье по лабиринтам
Вторая половина дня 1. Режим индивидуального пробуждения (хождение по дорожке «Здоровье»);
2. Чтение потешки с показом «Оденем на ножки…»
Среда
Утро 1. Утренняя гимнастика с нестандартным оборудованием;
2. Игровое упражнение «По тропинке»; 2-я младшая группа
Прогулка Подвижные игры «Зайчики и лисички», «Снежки»
Вторая половина дня 1. Режим индивидуального пробуждения (сухое умывание);
2. Пальчиковая игра «Зайчик и ушки».
Четверг
Утро 1. Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
2. Танец «Зверобика». 2-я младшая группа
Прогулка Физкультурно-оздоровительное занятие на прогулке «Зимние забавушки»
Вторая половина дня 1. Режим индивидуального пробуждения (хождение по дорожке «Здоровье»);
2. Беседа с детьми «Узнай о себе»
Пятница
Утро 1. Утренняя гимнастика с мячами.
2. Игровое упражнение «Крепкие ручки» 2-я младшая группа
Прогулка Игра «Что можем, то покажем»
Вторая половина дня 1. Спортивный праздник «Пробую чемпионом стать»
Понедельник
Первая половина дня:
оформление групповой комнаты;
сюжетно-тематическое занятие «Путешествие в Страну здоровья» (игра-беседа, посвященная закреплению знаний о личной гигиене);
утренняя прогулка (организация коллективной трудовой деятельности
детей по подготовке участка для совместных игр на воздухе, подвижные игры с санками: «Регулировщик», «Гонки на санках», «Черепахи» и др.).
Вторая половина дня:
конкурс рисунков, отражающий знания детей о личной и общественной гигиене по теме «Путешествие в Страну здоровья»;
вечерняя прогулка ( подвижные игры: «Белые медведи», «Ловишки-Елочки» и др.).
Вторник
Первая половина дня:
организация выставки рисунков детей на тему «Путешествие в Страну
здоровья»;
сюжетно-тематическое занятие «Встреча с доктором Айболитом» (беседа о профилактике заболеваний и об уходе за глазами, ушами, зубами; разнообразные физические и игровые упражнения);
утренняя прогулка (самостоятельная двигательная и творческая деятельность детей, игровые упражнения на ледяных дорожках, подвижная игра «Два Мороза»).
Вторая половина дня:
беседа с детьми по теме «Лыжники»;
дидактические игры: «Одень куклу для прогулки на лыжах», «Зимние
забавы»;
вечерняя прогулка (игры-развлечения со снегом, подвижные игры по желанию детей).
Среда
Первая половина дня:
организация выставки «Встреча с доктором Айболитом»;
сюжетно-тематическое занятие «В гостях у Сиропчика» (беседа о значении продуктов питания в жизни человека; игра «Съедобное и несъедобное»);
утренняя прогулка по территории детского сада на лыжах (по учебной лыжне) с выполнением различных заданий по технике передвижения;
игровые упражнения на лыжах: «Догони меня», «Лыжные буксиры», «Лыжные дуэты»;
самостоятельная двигательная деятельность детей на воздухе.
Вторая половина дня:
беседа «Волшебный стальной конек»;
просмотр видеофильма о показательных выступлениях фигуристов. Игровое упражнение «Фигурист» (по типу игр «Делай так», «Море волнуется — раз.»);
вечерняя прогулка ( подвижные игры: «Затейники», «Угадай, что дела ем» и др.).
Четверг
Первая половина дня:
организация дидактических игр «Подбери одежду для спортсмена», «Двигаемся, играя»;
тематическое занятие «Юные друзья Мойдодыра» (изготовление книги, отражающей
правила личной гигиены, отношение детей к людям, нарушающим эти правила);
утренняя прогулка (катание друг друга на санках, спуск с горы, вгонки» на санках).
Вторая половина дня:
оформление книги «Юные друзья Мойдодыра»;
вечерняя прогулка ( народные игры: «Казаки-разбойники», «Кружева»,
Пятница
День открытых дверей (посещение детского сада родителями).
Первая половина дня:
встреча гостей, организация самостоятельной двигательной деятельности, и дидактические игры спортивной тематики для детей и родителей;
экскурсия для родителей на выставки работ детей по темам: «Путешествие в Страну здоровья», «Встреча с доктором Айболитом»;
утренняя прогулка (оформление участка детского сада; совместные игры детей, воспитателей и родителей; игры: «Быстрые упряжки» (с санками, «Кто дальше?» (скольжение на ледяных дорожках).
Вторая половина дня:
физкультурный досуг «Я, ты, он, она — вместе дружная спортивная
семья» («Веселые старты» для детей, родителей и воспитателей);
совместная с родителями вечерняя прогулка.
Занятие 1.
«Путешествие в Страну здоровья*
Цель. Формирование навыков здорового образа жизни, закрепление навыков выполнения основных движений, умения ориентироваться в помещении.
Ход занятия
Занятие проводится со всей группой.
Дети в спортивной форме входят в зал. Педагог предлагает им расположиться вокруг себя на ковре.
Воспитатель. Сегодня в нашем детском саду начинается «Неделя здоровья». Мы узнаем много о себе, об особенностях нашего организма, о том, как надо заботиться о своем здоровье, чтобы быть сильными и выносливыми.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Давайте посмотрим, кто к нам пришел.
В зал входит Мойдодыр (воспитатель).
Мойдодыр. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы пригласили меня в этот чудесный зал. Но я пришел не один. Со мной мои друзья. Отгадайте, кто они.
Мойдодыр загадывает загадку о воде: «Зимой падает, весной журчит, летом шумит, осенью капает».
Дети. Вода.
В зал входит Вода (воспитатель).
Вода. Здравствуйте! Объясните, зачем вы меня позвали? ( Ответы детей: на праздник, рассказать о том, зачем нужна вода.) Тогда я остаюсь.
Мойдодыр загадывает загадку о воздухе. Обыгрывается приход Воздуха (воспитателя).
Воспитатель. Наши гости помогут нам попасть в Страну здоровья.
Мойдодыр. В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся.
Дети строятся в две колонны за гостями. Звучит веселая мелодия. Все делают круг почета. Первой встает вода и предлагает пробежаться так, как бежит вода. Дети выполняют легкий бег на носках; с ускорением; медленный бег.
Далее в игру вступает Воздух. Дети выполняют ходьбу и бег врассыпную.
Мойдодыр. Вот мы пришли в Страну здоровья. Вода, тебе слово.
Вода. Дети, зачем нужна вода? (Выслушивает ответы.) Правильно! Без воды засохли бы деревья, кусты. Не смогли бы расти цветы. Да и человек не может жить без воды. Ведь организм содержит большое количество воды. Вы верно сказали, что вода нужна для умывания. А как разные животные умываются? (ответы детей.)
Вода показывает картинки, где изображено, как умывается кошка, как слон обливает себя водой, как купаются медвежата и другие животные.
Вода. Вспомните, в какой сказке говорится о том, как умываются животные? Правильно! «Мойдодыр». А кто написал эту сказку? Верно! Корней Чуковский.
Вода зовет Мойдодыра, и вместе с ним дети вспоминают и знакомые строки: «Рано утром на рассвете умываются утята.»
Воспитатель делит детей на четыре команды, каждой Вода дает планкарту.
Вода. Это карта спортивного зала, на ней отмечено место, где вы найдете сюрприз с моими советами. А одну карту я дам Мойдодыру и Воздуху — они будут искать конверт. А что в нем находится — узнаете позднее.
Дети выполняют задание. Педагог собирает найденные детьми сюрпризы — воздушные шарики, внутри которых спрятаны советы Воды, и подает ей. Вода. Сколько шариков вы нашли!
Сейчас шарики лопнут, и мы прочитаем советы.
1-й совет. Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо, шею, уши.
2-й совет. Мойте руки и ноги перед сном каждый день.
3-й совет. Обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с животными, туалета.
4-й совет. Не реже одного раза в неделю принимайте ванну.
Запомните эти советы. А что же Мойдодыр и Воздух? Вы нашли свой конверт? Нет? Ребята, давайте поможем им.
По план- карте спортивного зала дети находят большой красочный конверт.
Мойдодыр. Что же в этом конверте? (Открывает конверт, где спрятано много «ручейков» — голубых лент.) Да это же ручейки к игре «Собери ручейки в речку». Давайте поиграем в эту игру!
Проводится игра, где дети упражняются в беге врассыпную, с ускорением, развивая быстроту, ловкость, выносливость.
Воздух. Какую большую вы собрали речку! Теперь волы в нашем детском саду очень много. Я принес вам на праздник сказку или быль. Вы решите это сами. Слушайте внимательно.
Воздух рассказывает сказку.
«В одной московской квартире жила-была девочка- грязнуля. Больше всего на свете она не любила умываться. И у нее на руках поселились микробы, которые так и старались попасть в рот к девочке.
Однажды это произошло. Девочка заболела. К. ней. пришел доктор и сказал, что причиной болезни стали микробы. Т2ок-тор посмотрел на руки девочки и удивился. Это ведь раздолье для микробов и дал ей одно средство, которое навсегда избавило девочку от микробов.
Что же это за средство? (Ответы детей.) Правильно, это мыло (показывает большой кусок мыла). Мыло и вода — настоящие друзья! Как же правильно мыть руки? (Ответы детей.) А какое еще есть средство, чтобы избавиться от микробов в помещении? (Ответы детей.) Верно, это чистый, свежий воздух. Чтобы избавиться от микробов, надо как можно чаще мыть руки с мылом и проветривать комнаты в детском саду и дома.
Но есть еще одно средство, которое помогает быть вам здоровыми. Это физические упражнения. Их лучше выполнять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении. Давайте все вместе выполним упражнения под музыку (дети делают ритмические упражнения).
Воспитатель. Сегодня мы совершили путешествие в Страну здоровья. Нарисуйте, как вы ухаживаете за глазами, а затем мы оформим выставку ваших работ.
Занятие 2. встреча с доктором Айболитом
Цель. Закреплять знания детей об уходе за глазами, ушами, зубами.
Ход занятия
Занятие проводится со всей группой.
Педагог сообщает, что почтальон принес необычную посылку, и рассматривает ее вместе с детьми. Предлагает открыть ее. В посылке находится план-схема здания детского сада, на которой отмечен маршрут. Здесь же лежит приглашение к доктору Айболиту. Даете» задание: следуя по указанному маршруту, найти доктора Айболита. Дети вместе с педагогом отправляются в путь и с помощью плана приходят в кабинет медицинской сестры, где их встречает доктор Айболит (воспитатель).
Доктор Айболит. Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с заданием, и хочу пригласить вас в загадочную страну.
Дети, следуя за Айболитом, входят в спортивный зал.
Доктор Айболит. Мы пришли в страну, в которой три города. Сначала отправимся в первый. (Подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за шторой на окне — зрачок.).
Отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы пришли. «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят». Верно, это глаза, и город называется Глазоград. Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Орел, сова.) Зачем нужны глаза человеку? ( Ответы детей: помогают ви-деть, различать и узнавать предметы, их цвет, форму.) Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые, серые, карие, зеленые.)
Доктор Айболит (открывает штору в домике; дети видят изображения глаз, различных по цвету, форме, расположению, рассматривают их; затем Айболит открывает «веко» глаза — окошко). Что можно увидеть, рассматривая глаз? Цветное колечко — радужная оболочка, или радужка. В центре глаза виден черный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза (выключает на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? Он расширился. А при свете? Зрачок сужается. Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи (веки, ресницы, брови). Они защищают их от пыли, ветра и пота. Есть еще один страж. Он вам всем хорошо знаком — это слезы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок.
Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам — умывать. Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним ее все вместе.
1-е упражнение.
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1—2 минуты). Открыть глаза.
2-е упражнение.
Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2—3 раза).
3-е упражнение.
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем — в крайнее правое положение (5-6 раз).
4-е упражнение.
Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна (5—6 раз).
Доктор Айболит. Эту гимнастику нужно повторять каждый день. А теперь пришло время отправиться в другой город. Но путь к нему сложен и требует сноровки.
Дети преодолевают несколько раз полосу препятствий:
• ходьба по наклонной доске;
• лазанье по гимнастической стенке;
• подлезание под воротца, дуги;
• ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки и др.
Доктор Айболит. Наконец, мы пришли в город под названием Ухоград. О чем мы поведем беседу? Верно, об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А зачем нужны уши человеку? Попробуйте закрыть уши руками. Что про-изошло? Плохо слышны звуки. Стало труднее общаться нам с вами. Как же надо ухаживать за ушами (чистить их раз в 3—4 дня). Давайте посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат.
Проводится игра «Не попадись лисе».
Цель. Проверить слух, упражнять в ходьбе на носках, врассыпную.
Ход игры. Лиса с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться к ней в огород. Зайцы должны как можно тише пройти мимо лисы, чтобы она не услышала их.
Доктор Айболит. За огородом лисы находится последний город — Зубо-град. Правильно, мы поговорим сейчас о зубах. Что помогает нам переваривать пищу?
Пища во тру смазывается слюной и измельчается зубами. Первые зубы – молочные. К 10 годам молочные зубы выпадают, а на их месте вырастают постоянные. Как вы думаете, у кого болят зубы? Верно, у того, кто ест много сладкого. Есть ли у зубов защитник? Есть. Зубная эмаль. Она твердая, белая. Надо стараться ее не повредить. Что надо делать, если заболел зуб? Срочно идти к врачу. Как же следует ухаживать за зубами?
Доктор Айболит раздает всем зубные щетки и проводит физкультурную паузу «Чистка зубов».
1. Чистить внешнюю поверхность зубов. Зубная щетка располагается вдоль линии десен (верхних и нижних). Движения — сверху вниз, затем снизу вверх.
2. Чистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки — вперед-назад.
3. Кончиком щетки чистить внутреннюю сторону зубов круговыми движениями.
Доктор Айболит. Какие вы все молодцы! Но пора собираться в дорогу. Она проходит через солнечную полянку, где живет много солнечных зайчиков.
Поиграем в игру «Поймай солнечных зайчиков».
Цель. Упражнять в беге врассыпную, развивать быстроту, ловкость.
Ход игры. На шелковые ленточки пришить изображения солнышка или зайчика. Игра проводится по типу «Ловишки с ленточками».
Доктор Айболит. Вот мы и вернулись в детский сад. Я вам дам задание. Нарисуйте, как вы дома ухаживаете за глазами, ушами и зубами.
До новых встреч!