Надежда Карташова
Неделя юного эколога
Неделя юного эколога.
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопленный опыт остаются на всю жизнь. Все мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке.
Публикация «Неделя юного эколога» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
День первый. Уже во вторник детей посещает старичок - Лесовичок. Он приглашает детей в путешествие – исследование по экологической тропе детского сада. Приносит с собой фотографии, иллюстрации и Красную Книгу растений Воронежской области, альбом «Заповедники Воронежской области».
День второй. Экологический практикум «Зеленая аптека».
День третий. Викторина «Острый глаз, чуткое ухо».
День четвертый. День творчества «Ландшафтный дизайн», олимпиада «Юные экологи».
Неделя юного эколога.
Задачи:
• углубить и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных;
• формировать умение заботиться об окружающей среде;
• развивать экологическое мышление;
• формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
• вырабатывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
День первый
Почемучки и следопыты. Профессия – эколог.
Старичок-лесовичок приглашает детей в путешествие-исследование по экологической тропе детского сада. Дети находят старичка-лесовичка на ветке ели, и он отправляется с ними в путешествие.
Остановка первая. Ель. Об этом дереве дети уже знали, но в этот день они разглядели маленькие шишечки на ветках и попробовали догадаться, для чего они нужны.
Остановка вторая. Березка. Подойдя к этому дереву, дети вспомнили хоровод «Березка». Хоровод возле настоящей березы очень понравился и детям и березе. Около березы вспомнили чем так полезно это дерево. (березовый сок, березовая кора, березовые веники). Вспомнили стихотворения о березе, погладили, пожалели березку.
Остановка третья. Пень. Вот старый пень. И вроде бы ничего особенного. А ведь вокруг него и на нем поселились жители. Дети увидели жуков-точильщиков и муравьев. Было интересно за ними наблюдать.
Остановка четвертая. Каштан. Дети вспомнили, как красиво цвел каштан весной, и как изменялся цвет в белых лепестках: вначале они были желтые, потом – оранжевые, а в конце цветения- красные. Лесовичок рассказал детям, что каждому цвету соответствует свой запах. Желтый цвет означает для бабочек и пчел, что в цветке есть нектар, а красный – что его уже нет. А сейчас дети увидели зеленые колючие коробочки. В них-то и созревают каштаны.
Остановка пятая. Рябина. Рябина растет на игровой площадке детского сада. Она очень красиво цвела весной, а сейчас на ней маленькие зеленые ягоды. Осенью они поспеют и станут красными. Зимой будут прилетать птицы и клевать ягоды. Об этом дети рассказали лесовичку. А он приготовил для них сюрприз – большого лесного человечка. Детям было приятно с ним сфотографироваться.
Рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях.
Игра «С какой ветки эти детки?»
Игра «Кому нужен лес?»
Игра «1, 2. 3 к дереву беги!»
Опыты – рассматривание коры деревьев через лупу.
Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Л. Толстой «Белка и волк».
Беседа «Правила поведения в лесу».
Рисование «Летнее дерево».
День второй
Экологический практикум «Зеленая аптека». Профессия – лесник, провизор в аптеке.
Старичок-лесовичок приготовил для детей задание: определить, что за растения он принес из леса и какие болезни можно вылечить благодаря им.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Девясил. Само название говорит о том, что растение дает нам девять сил.
Чистотел. Тоже говорит о том, что лечит нашу кожу.
Дальше дети должны были отгадать загадки и найти растение:
Ты растение не тронь,
Жжется больно, как огонь.
Это крапива. Ее отваром моют голову. Она останавливает кровь.
Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички.
Ромашка. Полоскают горло при ангине.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Подорожник. Лечит ранки, порезы.
Какими растениями можно вылечить простуду? (малина, липовый цвет, мать-и - мачеха).
А теперь попробуйте моего снадобья и определите : из чего оно сделано?
Компот из малины и смородины.
Дети много рассказали Старичку-лесовичку о лекарственных растениях. А в заключении спели для него песню «Будь здоров».
Игры «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «По ровненькой дорожке».
Игра «Назови растение по листочку»
Опыты – рассматривание листочков подорожника и чистотела.
Беседа об осторожном обращении с лекарственными растениями.
Чтение белорусской народной сказки «Пых».
К. Ушинский «Дети в роще».
Лепка листочков.
Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Сбор листочков для гербария.
День третий.
Викторина «Острый глаз, чуткое ухо». Профессия – егерь.
Вопросы викторины.
Зачем лисе нужен хвост (Лиса использует хвост для того, чтобы помочь себе удерживать равновесие, когда она делает резкий поворот. Еще он нужен ей, чтобы укрываться, как теплым шарфом, когда холодно. Кончик хвоста у лисы белый и она использует его для того, чтобы показывать лисятам, куда следовать. Лисята идут за ней и не теряются).
Птенцов каких птиц воспитывают другие птицы? (Обычная кукушка, райская кукушка, японская кукушка, медовод)
Почему черепахи выходят на сушу? (Чтобы обсушить свой панцирь. Тогда он станет тверже и сильнее. Чтобы очистить панцирь от растений и животных, которые прилипли к их телам. Чтобы согреть свое тело)
Чем лягушки и жабы ловят пищу (Языком. Он очень клейкий и может вытягиваться далеко наружу)
Какие рыбы строят гнезда, как птицы? (Рыбы колюшки)
Где находится ухо у кузнечика (На ногах)
Какая птица ведет ночной образ жизни? (Сова)
Чей это клюв? (клюв воробья, тукана, фламинго)
Угадай, кто кричит? (звуки крика дельфинов, воробьев, кукушки, совы, дятла)
Где они живут? (лягушка, сом, рак – в реке; морской еж,морская звезда, осьминог – в море)
Чья это тень (показ тени летучей мыши, цапли, лисы, зайца, оленя)
Игры «Чьи это детки?», «Кто как кричит?»
Игры «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «Зайка серенький сидит».
Чтение рассказа И. Тургенева «Воробей», М. Пришвина «Этажи леса».
Чтение русской народной сказки «Теремок».
Наблюдение за лягушкой на участке.
День четвертый
День творчества «ландшафтный дизайн».
Детям предлагается создать на песке композиции из природного материала. Материал дети выбирают сами.
Олимпиада «Умники и умницы»
На асфальте расчерчены квадраты для всех детей. Каждый ребенок встает в свой квадрат. Впереди у каждого пять квадратов. Если ребенок ответил на вопрос, то встает на следующий квадрат, если не ответил, то остается на месте. Если ребенок на вопрос не ответил, или ответил неправильно, то на этот вопрос может ответить любой другой участник олимпиады.
Вопросы к олимпиаде:
В кого превращается гусеница?
Назови плод дуба.
Где живет муравей?
Весной одевается, а осенью раздевается (лес)
Не птичка, а с крыльями (бабочка)
Что делать. Если растер в лесу ногу? Какое растение поможет?
Объясни экологические знаки : (нельзя шуметь в лесу, нельзя рвать редкие растения, нельзя наступать на насекомых, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя трогать птенцов птиц, нельзя разводить костер)
Какая завтра будет погода, если:
все одуванчики раскрыты (хорошая);
лягушки сильно квакают (плохая);
на траве и кустарниках паутина (хорошая);
к вечеру сильно стрекочут кузнечики (хорошая).
Награждение победителей.
Эколог?
Д. : - Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы, за растительным и животным миром нашей природы.
Игры «Бездомный заяц», «Гуси – лебеди».
Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбома «Заповедники Воронежской области».
Модуль организации образовательной деятельности по теме:
Неделя юного эколога.
Цель. Создание условий для формирования элементарных представлений о состоянии природы летом через различные виды деятельности.
Задачи. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных.
Формировать умение заботится об окружающей среде.
Развивать экологическое мышление.
Вырабатывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Тема дня: «Почемучки и следопыты». Вторник 14 июня.
Вид деятельности Содержание деятельности Целевой ориентир
Познавательная
Дети находят старичка- лесовичка на ветке ели и отправляются с ним в путешествие по экологической тропе детского сада. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Работа по развитию речи в режимных моментах
Игра «Закончи предложение». Проявляет интерес к стихам, сказкам.
Музыкальная деятельность в режимных моментах
Двигательная деятельность в режиме дня
Прослушивание музыки «Пение птиц».
Утренняя гимнастика с листочками.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Проявляет интерес к стихам, сказкам, песням.
Стремится осваивать различные виды движений.
Двигательная
(НОД физкультура)
«1, 2, 3 к дереву беги!»
Танцы под песни солнышка.
Стремится осваивать различные виды движений.
Стремится двигаться под музыку.
Музыкальная
Слушание «Ах ты, береза», рус. нар. песня, «Лето» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Познавательная
Игровая Наблюдение за деревьями.
Подвижная игра «Через ручеек» Проявляет интерес к окружающему миру природы.
художественная деятельность в режимных моментах Рисование «Летнее дерево».
Стремится проявлять настойчивость в достижении результата.
Продуктивная деятельность/ индивидуальная работа Выкладывание солнышка из счетных палочек. Стремится проявлять настойчивость в достижении результата.
Познавательная Просмотр мультфильма из цикла «Лунтик и его друзья. Весна».
Тема дня: «Зеленая аптека». Среда 15 июня.
Вид деятельности Содержание деятельности Целевой ориентир
Познавательная
Старичок-лесовичок приготовил детям задание: определить, что за растения он принес из леса. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Игровая
Дидактическая игра «Когда это бывает?» Проявляет интерес к рассматриванию картинок.
Двигательная деятельность в режиме дня
Утренняя гимнастика «Солнышко - колоколнышко» Стремится осваивать различные виды движений.
Познавательная
Экологический практикум «Зеленая аптека». Какие болезни можно вылечить лекарственными растениями. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Опытно – экспериментальная деятельность Рассматривание листочков подорожника и чистотела. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Познавательная
Игра «Назови растение по листочку». Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Продуктивная деятельность
Коллективная работа (налеп из пластилина) «Листочки на деревьях» Проявляет настойчивость в достижении результата.
Двигательная
(НОД физкультура)
«Разноцветные лучики солнышка».
Танцы под песни солнышка Стремится осваивать различные виды движений.
Стремится двигаться под музыку.
Познавательная
Беседа об осторожном обращении с лекарственными растениями.
С интересом участвует в сезонных наблюдениях.
Работа по развитию речи в режимных моментах. Чтение рассказа К. Ушинского «Дети в роще», отгадывание загадок о растения, просмотр иллюстраций к ним.
Проявляет интерес к рассматриванию картинок, к стихам, песням, сказкам.
Художественно-изобразительная Рисование детей в книжках-раскрасках. Проявляет настойчивость в достижении результата.
Тема дня: «Викторина «Острый глаз, чуткое ухо». Четверг 16 июня.
Вид деятельности Содержание деятельности Целевой ориентир
Познавательная На экране фотографии диких и домашних животных. Проявляет интерес к рассматриванию картинок.
Работа по развитию речи в режимных моментах Игра «Кто как кричит?»
Эмоционально откликается на игру.
Игровая Дидактическая игра «Что сначала – что потом». Проявляет интерес к рассматриванию картинок.
Двигательная деятельность в режиме дня, подвижные игры Утренняя гимнастика «Разноцветная полянка»
Подвижная игра «Найди свой цветок» Стремится осваивать различные виды движений.
Музыкальная деятельность в режимных моментах Слушание «Песня жаворонка» муз. Чайковского. Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Познавательная
Викторина «Острый глаз, чуткое ухо». Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Художественная деятельность в режимных моментах Рисование животных и насекомых способом примакивания. Проявляет настойчивость в достижении результата.
Познавательная
Наблюдения за лягушкой на участке. Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Продуктивная Рисование палочками на песке. Проявляет настойчивость в достижении результата.
Игровая, работа по развитию речи в режимных моментах. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Чтение детям И. Тургенев «Воробей», М. Пришвин «Этажи леса». Проявляет интерес к рассматриванию картинок, к стихам, песням, сказкам.
Продуктивная деятельность Закрашивание цветов по желанию детей. Проявляет интерес к продуктивной деятельности.
Познавательная Просмотр мультфильма из цикла «Лунтик и его друзья. Бутон».
Тема дня: «Ландшафтный дизайн». Пятница 17 июня.
Вид деятельности Содержание деятельности Целевой ориентир
Познавательная
Олимпиада «Умники и умницы».
Проявляет интерес к окружающему миру природы.
работа по развитию речи в режимных моментах.
Игра «Доскажи словечко», отгадывание загадок.
Понимает речь взрослых, эмоционально откликается на игру.
музыкальная деятельность в режимных моментах. Игра «Узнай, на чем играю». Эмоционально откликается на игру.
Познавательная Рассматривание альбома «Заповедники Воронежской области», «Красная книга Воронежской области». Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Продуктивная деятельность Постройки-композиции на песке из природного материала. Проявляет настойчивость в достижении результата.
двигательная деятельность в режиме дня.
Игры: «Бездомный заяц», «Гуси-лебеди». Стремится осваивать различные виды движений.