Воловодова Татьяна
Методические материалы для недели психологии в ДОУ по теме «О дружбе и друзьях»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика
дошкольников 5-7 лет
на
выявление знаний «О дружбе и друзьях».
Цель: Выявить знание детей «о дружбе друзьях».
1. Как вы думаете, что такое дружба?
2. У тебя есть друг?
3. Зачем нам нужны друзья?
4. Каким должен быть друг?
После проведения Диагностики дошкольников 5- 7 лет на выявления знаний «о дружбе и друзьях» были получены следующие результаты.
Публикация «Методические материалы для недели психологии в ДОУ по теме „О дружбе и друзьях“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
В ходе проведения диагностики было выяснено, что из 16 детей:
Сформированы знания «О дружбе» - 8 детей
Не сформировано «О дружбе» - 8 детей;
У 14 детей есть друзья, а у 2 детей –нет;
Понятие «Зачем нужны друзья» : сформировано – 13 детей
не сформировано – 3 детей;
Представление «Каким должен быть друг» : сформировано – 7 детей
не сформировано – 9 детей.
Результаты диагностики показали, что 50% детей - знают, что такое дружба, 12,5% - нет друзей, 18,8% - не знают о представление «Зачем нужны друзья», 56% - не знают о представлении «Какими должны быть друзья.
На основании полученных результатов, провести занятие «О дружбе и друзьях»
Рекомендации: Консультация для воспитателей «Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми», а для родителей рекомендацию.
Занятие по психологии на тему : «О дружбе и друзьях»
Цель: Формирование навыков дружеских взаимоотношений в группе, сплочению детского коллектива.
Задачи:
- Расширить и
вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба».
- Познакомить детей с правилами дружеских отношений.
- Способствовать развитию способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
- Формировать навыки доброжелательных взаимоотношений
- Способствовать развитию коммуникативных навыков и умений.
Педагог – психолог : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Педагог – психолог : Ребята, как
Дети: Говорим «Здравствуй», «Привет», «Доброе утро.»
Педагог – психолог : Я хотела бы вам предложить сейчас поздороваться необычным способом. Я буду говорить слова, а вы будете показывать жестами.
Здравствуй друг? – здороваются правой рукой.
Как ты тут? – обнимаются, руки на плечи товарищу.
Где ты был? – руки в стороны.
Я скучал – руки к сердцу.
Ты пришел? – руки в стороны.
Хорошо! – обнимаются.
Ребята у нас с вами необычное занятие. Я хочу поговорить с вами о дружбе и друзьях.
Психолог задает вопросы детям, дети отвечают на них.
- Как вы думаете, что такое дружба?
- Зачем нам нужны друзья?
- Каким должен быть настоящий друг?
- С какими ребятами хочется дружить, а с какими не хочется?
Педагог – психолог : Дружба –когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба – улыбки друзей, умение без крика и ссор договориться; делиться игрушками, разговаривать вежливо. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним. Поднимите руки те, у кого есть друзья.
Ребята давайте узнаем, какое у вас настроение.
Педагог – психолог показывает детям 2 смайлика (на одной грустное лицо, на другой веселое). Задает детям вопросы.
Какое настроение у этих смайликов? Чем они отличаются?
- Какое у вас настроение?
-Почему вам радостно, весело?
- Как вы думаете, у какого из этих человечков много друзей?
- Почему вы так думаете?
Педагог – психолог : Правильно, у человека хорошее настроение, потому что у него много друзей. Поэтому он улыбается.
Я предлагаю сыграть в игру «Мое настроение»
Игра «Мое настроение».
Я предлагаю вам закрыть свое лицо ладошками, а теперь откройте его и покажите.
Дети садятся на стулья. (отвечая на вопросы,раздавая смайлики,)
Какое у вас лицо, когда вы:
- Съели шоколад;
- Попробовали лимон;
- Увидели друга;
- Друг подарил вам подарок;
-Когда друг вам улыбнулся.
Молодцы! Видите, какие счастливые лица были у всех, когда я задавала вопросы про друзей, потому что дружба начинается с улыбки, с хорошего настроения.
Сегодня я хотела бы рассказать вам одну интересную историю, которая недавно со мной приключилась.
Сижу я в своем кабинете. Вдруг слышу какой-то странный звук: фыр-фыр-фыр. Мне стало немного страшно. Я посмотрела вокруг – никого нет. Вдруг снова слышу: фыр- фыр. Заглянула под стол там (показать детям игрушку ежика) вот кто. Кто это?
Дети: Ежик.
Педагог – психолог : Ребята, а как вы думаете, он настоящий?
Дети: Нет, игрушечный.
Педагог – психолог : Я знаю сказку. Сейчас я вам ее расскажу.
Терапевтическая сказка про ежика Витю под ред. Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е.
Педагог – психолог : Ребята, вам понравился ежик Витя?
- Как ему жилось в лесу?
Дети: Плохо.
Педагог – психолог : - Почему ему плохо жилось?
Дети: Потому что с ним никто не хотел дружить.
Педагог – психолог : Как он смог в конце истории найти друга?
Дети: Он помог лисе.
Педагог-психолог : Верно! Он сделал доброе дело, хороший поступок.
А для того чтобы мы все еще раз вспомнили с вами правила дружбы, я предлагаю вам поиграть в игру. Постараться отличить хорошие поступки друзей от плохих.
Игра «Хорошо – плохо».
Цель: совершенствовать умение участвовать в совместной игре, развивать внимание, умение оценивать чувства и поступки окружающих людей.
Педагог – психолог : Для того, чтобы научить ежика дружить мы поиграем с вами в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду говорить о поступках людей. Если поступок хороший – хлопайте в ладошки, если плохой пальцем погрозить.
Вы готовы?
Тогда начнем! Педагог – психолог называет поступки : «ссориться, помогать другим, драться, отбирать игрушки, мириться, здороваться при встречи, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить комплименты, быть вежливым, грубить, уступать».
А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову ласковое слово и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое ласковое слово и класть руку сверху. (Дети выстраивают пирамиду)
Ребята, а вы почувствовали, как тепло стало нашим рукам? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида.
Теперь ежику пора возвращаться домой. А на память ему подарим дерево с нашим настроением.
Фото детей с ежиком и деревом.
Педагог – психолог : На этом занятие наше закончилось.
Досвидание.
Консультация для воспитателей
«Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми»
Все взрослые согласятся с утверждением, что иметь настоящих верных друзей – это прекрасно, поскольку друг и в беде выручит, и окажет поддержку в трудную минуту, и просто скрасит скучные серые будни одним лишь своим присутствием.
А как же быть с детской дружбой? Нужно ли учить ребенка дружить и как объяснить ему, зачем человеку друзья?
Дружба дошкольников – своеобразное явление. Она быстро возникает, но также быстро может исчезнуть. Совсем неплохо, когда ребенок легко и быстро приобретает новые знакомства.
Воспитание дружеских отношений между детьми очень важна для развития эмоционального благополучия группы в целом, так и для развития личности отдельного ребенка.
Необходимо у детей сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними. Необходимо создать благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми не мало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками, во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью». Это правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Воспитание дружеских отношений мы видим во всех видах деятельности: в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе.
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.
Физическая культура – это участие в эстафетах (где, один за всех и все за одного, это соревнования (дети болеют за своих друзей, подвижные игры).
Коллективные работы по аппликации, лепки, рисованию. Дети, как правило, знают не только, что сделали они, но и что сделали их друзья.
Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев.
Обязательным компонентом в развитии доброжелательности у дошкольников является художественная литература, разучивания песен про дружбу, рассматривание картин, иллюстраций к книгам. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, использовать все виды фольклора.
Одним из эффективных средств развития доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста является сказка. В сказке никто не учит ребёнка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка помогает ребёнку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребёнка определённые моральные установки.
- Показ театрализованных представлений.
- Просмотр мультфильмов.
Но основную роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояние других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками.
Подвижные игры, дидактические и сюжетно-ролевые игры. («Семья», «Больница», «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: "Капитаны", "Строители" и др)
Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.
При наличии дружеских взаимоотношений у детей возникает чувство "единой семьи", устанавливаются доброжелательные, дружелюбные отношения, появляется стремление к участию в общих играх и разнообразной деятельности.
Рекомендации для родителе по теме "Дружба"
Дружба, является одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. Развитие дружбы предполагает взаимопонимания, откровенность, открытость друг другу, доверительность и т. д.
Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему.
Ребенок, как губка впитывает модели родительских взаимоотношений. Поэтому родители на собственном примере должны показать, что у них тоже есть верные друзья. Необходимо проводить беседы с детьми по этой теме : Почему нужно уметь уступать (избегать ссор); К чему ведут ссоры в игре (ссора мешает игре и дружбе); Нельзя завидовать.
Рекомендуем:
Чтение художественной литературы:
Эдуард Успенский "Крокодил Гена и его друзья"
Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей"
Виктор Драгунский "Рассказы"
Дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома с ребенком: "Скажи наоборот" (грубые слова заменить на добрые)
"Семья слов" (друг - дружить, подружка, дружище).
И конечно, послушать песни про дружбу и доброту.