Татьяна Обухова
Неделя народной игры и игрушки
Неделя народной игры и игрушки
Уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно в традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной в укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же наоборот.
Публикация «Неделя народной игры и игрушки» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В народе замечали : когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и оберег клали их рядом с ребенком.
Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда приводили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники.
Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждает его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самостоятельной игрушки. При их изготовлении дети познавали мир природы т. к. делали кукол из шишек, веточек, листьев, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие.
Наиболее распространенная игрушка в России в первые десятилетия XX века была – тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье.
Самобытная кукла: оберегашка, стригушка, пеленашка, балбешка, неваляшка. Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани. Дети радовались каждой новой кухни, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйке. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выгладили они как настоящая одежда. Часто куклам шили национальные костюмы.
II младшая группа
Цель: приобщение к истокам народной культуры.
Задачи:
Познакомить детей с русско-народной игрушкой; развивать умение чувствовать красоту народной игрушки и русско-народного костюма.
Вызвать интерес к русским народным играм, желание играть совместно с детьми и родителями, выразительно передавать игровые действия в сочетании со словами.
1. День:
Утро:
Пальчиковые игры «Мышки», «Кот на печи».
Прогулка:
Народные подвижные игры «Кот и мыши», «Волк и дети».
Вечер:
Прослушивание русско-народных песен в записи.
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла своими руками»
2. День:
Утро:
Рассматривание иллюстраций с изображением русско-народной куклы.
Прогулка:
Народные подвижные игры «У медведя во бору», «Пастух и стадо».
Вечер:
Обыгрывание русско-народных потешек «Ладушки», «Тра-та-та».
Работа с родителями:
Задание на дом:
Совместно с детьми сделать русско-народную куклу.
3. День:
Утро:
Экскурсия в мини-музей народной игрушки.
Прогулка:
Использование русско-народных считалок в подвижных играх.
Вечер:
«Поиграй со мной дружок» - пальчиковые игры с использованием русско-народных потешек, песенок.
4. День:
Утро:
Русско-народная игра-забава «Цапки».
Прогулка:
Народные подвижные игры
«Курочка-хохлатка», «Салки-догонялки».
Вечер:
Хороводная игра «каравай»
Работа с родителями:
Папка-ширма: «народные игры в семье»
5. День:
Утро:
Игры с матрёшками. (собрать, разобрать.)
Прогулка:
Народные подвижные игры «Кот и мыши», «Волк и дети».
Вечер:
Развлечение совместно с родителями:
«В гости к нам пришли матрёшки»
Выставка совместных работ детей и родителей
«Народная кукла своими руками»