Елена Мартьянова
Не житье — бытье, а Масленица
▼ Скачать + Заказать документы
Не житье - бытье, а Масленица.
Вот-вот наступит весна, а вместе с нею - самый главный праздник на православной Руси - Пасха, когда Христос воскреснет из мертвых!
Давным-давно поменялась вера наших предков, а Масленица все равно осталась. Ведь они по-прежнему были земледельцами-крестьянами и, как много тысяч лет назад ждали весну - красну!
А чтобы зима не загостилась, они закликали весну, как делали это много тысяч лет: «Ступай, Масленица, за солнцем, за летом, зови его к людям!»
Публикация «Не житье — бытье, а Масленица» размещена в разделах
Ну а надоевшую зиму гнали, забыв про вежливость: «Прощай, зима сопливая! Приходи лето красное!»
Прихода Масленицы очень ждали и тщательно готовились к масленичным развлечениям. Для этого строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, висячие и круглые качели, на ярмарках сооружали балаганы для представлений кукольников, ледяные столбы с подарками. Для устройства такого развлечения вкапывали в землю столб и к вершине привязывали «призы» : отрезы материи, сапоги, бутылки с вином. Играющий должен был взобраться на столб и снять «приз». А для усложнения условия игры столб обливали на морозе водой. Но это не пугало тех отважных деревенских парней, которые отличались выносливостью, терпением и везением. Если кому-то удавалось взобраться на вершину ледяного столба и снять «приз», то толпа «награждала» его за это купанием в снегу.
Встреча Масленицы представляла особый ритуал. Несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. От праздника Масленица ожидали радости, веселья, обильных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же.
Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе. Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они закликали дорогую гостью песнями- закличками «Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…».
Катание с горы начинались с заговора: «Масленица тонка, высока, поджара, на катушку прибежала. .подхватили молодцы, посадили на санки, скатили больно далеко, поглянулось очень хорошо…». После того как необходимое число приветствий было пропето, сани с чучелом Масленицы съезжали вниз. Масленицу встречали внизу с визгом и хохотом: «Приехала Масленица! Пришла Масленица!» С этого момента Масленица считалось встреченной, а праздник – начавшимся.
Целую неделю длился самый веселый на Руси праздник.
Маслена! Маслена! Куда ты идешь?
Потеряла лапоточки, не найдешь!
С этой песней ребятишки бегали от одного двора к другому и собирали старые большие лапти, которые можно было надеть на валенки и кататься с гор.
А взрослые приглашали друг друга в гости-на блины. Блин- младший брат солнышка. Правда, очень юный. Раньше- то на Масленицу пекли лепешки. Но наши предки уже научились молоть зерно. Да и само зерно изменилось, за тысячелетия люди вывели новые культурные злаки: рожь, пшеницу… Блины получались тонкие, масляные.
Блины в Масленицу - самая главная русская еда. Хозяйки их начинали печь с понедельника. Первым блином поминали усопших. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюхо не расколет». Тем более что Масленица - последняя неделя перед Великим постом, предваряющим Пасху. Уже нельзя есть ни мясо, ни рыбу, а вот молоко, масло, сыр-пожалуйста! Но закончится праздник, и стол станет скудным, настанет пора молитвы и покаяния - надо очиститься перед великим праздником Пасхи- Светлого Христова Воскресения. Так что на Масленицу ели от души! Кроме молочных продуктов на Масленицу подавали блюда из яиц, различных круп, пироги,блины, квас, пиво и вино. Кроме обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение различных обрядов, которые по народным поверьям, должны обеспечить крестьянину здоровье и благополучие. Самыми важными обрядами Масленицы были следующие.
Поминальные обряды: поминовение усопших родителей и родственников и употребление ритуальной пищи (блинов, лепешек, оладий, пирогов).
Одним из основных обрядов в это время был обряд «Смотрины молодоженов», вступивших в брак в этом году. Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли выкупать друг друга у веселящейся толпы. Молодожены должны были демонстрировать любовь и привязанность друг к другу, чтобы вся община видела, что они - самостоятельная взрослая семейная пара. С этой целью молодая пара обязательно гостила у тестя и тещи с непременным угощением блинами, у крестных родителей и родственников с обеих сторон.
Для успешной и сытой жизни в наступающем году следовало «потешить Масленицу», что означало щедро ее встретить и достойно проводить : «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи». Кто не праздновал праздник, тот подвергался всеобщему осуждению и был обречен в остальное время года жить в горькой беде и нужде. На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению «снежного городка»- символа уходящей надоевшей голодной зимы. Разгорались «кулачные бои», в которых в определенной последовательности принимало участие все население мужского пола, за исключением немощных, убогих и стариков, и где одна деревня сражалась с другой. Порой собиралось несколько сотен человек. «Кулачные бои» тоже были своеобразным ритуалом жертвоприношения - «кровавой жертвой». Проливавшаяся здесь кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю.
Большую роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, направленные на избавление от нечистой силы. Они могли исполняться в различных формах: сжигания и потопления, ряженья, сопровождаемого шумом и смехом, то есть любым способом, способным отогнать или обмануть нечистые силы. Кульминацией праздника являлось зажигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра. В его сооружении участвовали все жители деревни или села, отдававшие для этого старые ненужные вещи : рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей. В центр кострища вертикально ставили высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.
Иногда провожали масленицу на специальном «масленичном поезде», составленном из лодок, саней и большого количества ряженых. Главным действующим лицом в нем было чучело или человек, изображавший Масленицу. Чучело из соломы или дерева одевали в крестьянскую одежду. «Масленичный поезд» с ряжеными, песнями, плясками двигался вокруг деревни. После объезда деревни «Масленицу» увозили за околицу и там или разрушали и разбрасывали по полям, или топили в реке, или поджигали. Все участники переодевались в обычную одежду и, очистившись таким образом от чужого влияния, возвращались к привычной жизни. После этого Масленица считалась законченной, все расходились по домам для проведения последнего дня праздника - Прощеного воскресенья. В этот день православные прощали друг другу обиды, как учил Христос. В преддверии Великого поста, стараясь очиститься от греха, все просили прощения.
«Прости меня!»- говорили люди друг другу. И отвечали: «Бог простит». Так кончался праздник:
Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает Великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши берем!
И хотя давно уже никто не помнил, что Масленица - это злая Мора-Марен (образ лютой зимы, стужи, тьмы и смерти, ее все равно сжигали!