Ирина Шемерянкина
Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой.
Задачи:
Образовательные: Расширить знания детей о народных промыслах России. Познакомить с музейными экспонатами, изделиями народного декоративно-прикладного творчества (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) с их характерными особенностями.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Развивающие: Развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев. Развивать навык общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные: Воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы. Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества- музейным экспонатам, культуру поведения в музеях, воспитывать уважительное отношение к культурным традициям нашей страны, интерес к народным промыслам России.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: материалы и оборудование мини-музея, презентационный материал, мультимедийный экран.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы сегодня получили приглашения посетить мини-музей «Народные промыслы» Вы знаете, что такое народные промыслы? Я надеюсь, что посетив наш музей вы сможете ответить на этот вопрос.
Организационный момент:
Воспитатель:
Милые гости проходите
И музей наш посетите.
А я поведаю для вас
Удивительный рассказ
Воспитатель: Ребята давайте познакомимся с первой экспозицией нашего мини-музея, в ней собраны экспонаты – изделия гжельских мастеров.
У нас в России есть городок Гжель. В этом городе живут смелые и умелые, весёлые, красивые мастера и делают они из белой глины посуду и миниатюрки, элементами гжельской росписи украшают одежду, предметы интерьера.
Посмотрите пожалуйста изделия, расписанные гжельской росписью: гжельская миниатюра-козочка, гжельская миниатюра- «Лошадка», шкатулка «Колокольчик», шкатулка тубус, кукла «Гжелочка», гжельский сервиз, расписанный детьми нашей группы.
Гжельские мастера использовали всего два цвета синий и белый. Изделия расписаны различными узорами из сеточек, полосок, люди и птицы, трава, цветы. Но самый любимый элемент– гжельская роза, она всегда располагалась в центре изделия.
Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию следующую экспозицию «Золотая Хохлома». Недалеко от города Нижнего Новгорода, на берегу речки Хохломки стоит городок Семеново. На фабрике которая называется «Хохломская роспись» работают мастера. Они делают красивую посуду: наборы-сервизы, резные ковши, братины (ковши для вина, подсвечники, вазы, поставки, бочата, панно, музыкальные шкатулки. На предприятии выпускают не только декоративные изделия и посуду, но и мебель с хохломской росписью. Детские столы, стулья и скамейки, столы интерьерные, сервировочные и журнальные.
Хохломской рисунок состоит из листьев, цветов, ягод, травки, завитков и используют мастера в своей работе черную, красную, желтую, золотую и немного зеленой краски.
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с дымковским промыслом. Дымковскую игрушку делают в городе Вятка. Делают дымковскую игрушку из красной глины, затем обжигают (сушат) в печи, после высыхания покрывают белой краской и наносят орнамент. Дымковская игрушка изображает всадников, петухов, женские фигуры в расширяющихся книзу юбках и высоких головных уборах – кокошниках. А называют их няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета и золотой. Их может быть до десяти цветов.
Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию изделия -экспонаты, расписанные городецкой росписью. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Городец — сейчас город, а когда-то большое село на берегу Волги. В городе Городце есть фабрика, которая так и называется «Городецкая роспись». Сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции городецкой росписи: здесь делают мебель для кукол и для детсадовцев, игрушечную и настоящую посуду, разного рода сувениры. Городецкие изделия сделаны из дерева, и посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Мастера изображают сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи.
Похожи ли они на сказочные? (Ответы детей.)
В росписи используют ярко-зеленый, красный, синий, черный цвета.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель: Прежде чем перейти к следующей экспозиции послушайте и отгадайте загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель: Правильно, следующий народный промысел - «Русская матрешка».
Воспитатель: Матрёшка давно стала одним из символов России. Родиной русской матрёшки считается подмосковный город Сергиев Посад – крупнейший центр по производству игрушек в России. Известны матрёшки г. Семёнова, знамениты вятские матрёшки, их сёстры из села Полхов Майдан, из г. Загорска, г. Новокузнецка, из Башкирии. В самой большой матрёшке России – 100 фигурок, а самая маленькая – всего пару миллиметров в высоту. В наше время матрёшка остаётся сувенирной куколкой, которую можно преподнести в подарок самым высоким особам, президентам и королям, учёным и художникам, классическая матрёшка не подведет в любой ситуации. Матрёшка и по сей день остается самым знаменитым товаром народных российских промыслов.
Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы познакомились лишь с некоторыми из народных промыслов, назовите мне пожалуйста их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Но в нашей большой стране России живут еще очень много мастеров народных промыслов. Это жостовские мастера, вологодские кружевницы, мастера урало-сибирской росписи. В нашем городе тоже есть знаменитый на всю страну народный берестяной промысел «Сибирские узоры». Но об этих промыслах я подробнее расскажу на следующих экскурсиях.
Воспитатель: Ну а сейчас я вас приглашаю вас на занимательную викторину, в которой вы можете показать свои знания о народных промыслах.
Физкультминутка: Танец «Матрешки»
1. Викторина «Народные промыслы России»
На экране первый слайд.
Воспитатель: Земля наша русская издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Викторина начинается – вопрос появляется!
Воспитатель:
Игрушки эти не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вопрос: (На экране слайд «Дымковские игрушки»). Что это за игрушки назовите их, о каком промысле эта загадка?
Из чего делают игрушки дымковские мастера? (Ответы детей)
Какими узорами украшают мастера свои игрушки, и какие используют цвета? (Ответы детей)
Почему деревня называется Дымка? (Ответы детей)
Воспитатель: Викторина продолжается – вопрос появляется!
Посуда эта непростая,
А словно золотая,
С ягодками и листочками,
Травкой и завиточками.
О каком промысле загадка? (Ответы детей)
На экране слайд «Хохлома». (Воспитатель предлагает детям показать предметы украшенные хохломской росписью дети показывают и называют.)
Воспитатель:
Почему изделия называют хохломскими? (Ответы детей)
Какими узорами расписывают хохломские мастера своим изделия? (Ответы детей)
Какие используют цвета? (Ответы детей)
Воспитатель:
Наш волшебный карандаш решил нарисовать хохломской узор. Что он перепутал и сделал не так? (На экране слайд «Перепутанный цвет Хохломы».)
Воспитатель:
Викторина продолжается – вопрос появляется!
Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла,
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
О каком промысле загадка? (Ответы детей)
На экране слайд «Гжель». (Дети показывают изделия гжельских мастеров.)
Воспитатель:
В чём же особенность гжельской росписи? (Ответы детей)
С каким временем года можно сравнить эту посуду? (Ответы детей)
Почему? (Ответы детей)
Воспитатель:
Викторина продолжается – вопрос появляется!
Городецкая роспись,
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать!
Здесь такие сюжеты –
Ни пером описать.
Городецкая роспись,
Как ее нам не знать.
На экране слайд «Городецкая посуда».
(Предлагает детям показать изделия, украшенные городецкой росписью, дети показывают и называют.)
Воспитатель:
Почему изделия называют городецкими? (Ответы детей)
Кого и что изображают городецкие мастера на посуде? (Ответы детей)
Какими еще элементами расписывают городецкие мастера свои изделия? (Ответы детей)
Викторина продолжается - вопрос появляется!
Воспитатель:
Музыкальная загадка. Звучит куплет песни «Русские матрешки».
Воспитатель:
Какой игрушке посвящена песня? (Ответы детей)
Почему эти игрушки называют матрешки? (Ответы детей)
Какие виды матрешек вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель:
А сейчас я вам предлагаю еще одно задание нашей викторины.
Ребята, вы любите играть? А пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда помогите мне и картинки разрезные соберите.
Рефлексия:
Наша экскурсия подошла к концу. С какими народными промыслами вы познакомились? Почему мастеров народных промыслов называют мастера «Золотые руки»? Подумайте и скажите изделия какого народного промысла вам понравились больше всего, и почему вы выбрали именно этот промысел?