МААМ-картинки

Проект «Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий у детей 2–3 лет посредством дидактических игр»

Осипова Надежда
Проект «Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий у детей 2–3 лет посредством дидактических игр»

Название проекта: «Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий у детей 2 – 3 лет через дидактические игры»

По доминирующей деятельности: игровой, познавательный, детско-взрослый.

По количеству участников: групповой, индивидуальный.

По характеру контактов: среди детей одной группы (2 – 3л).

2. Описание проекта:

Проблема:

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развитияповсем показателям, преобладали в основном средний уровень, но были и низкого уровня развития. Дети плохо умеют соотносить предметы с эталонами формы, неуверенно различают предметы по величине, цвету. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Программное содержание:

Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» по формированию у детей 2-3 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

Актуальность

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша. Мы можем помочь ребенку воспринимать сенсорные впечатления более осознанно, знакомя его с сенсорными эталонами и познавательными действиями. В этом случае малыш не просто воспринимает предметы со всеми их свойствами, но так же запоминает и дифференцирует новые знания о свойствах предметов и явлений, учится использовать эти знания в различных ситуациях. Организуя сенсорные игры, мы также помогаем ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира.

В п. 19.3.2. ФОП ДОодно из направлений в области познавательного развития- это формирование сенсорных эталонов и познавательных действий.

Объект проекта:процесс формирования познавательных способностей детей при помощи сенсорных игр и занятий.

Предмет проекта: сенсорное развитие ребенка раннего возраста посредствам дидактических игр.

Цель проекта: создать благоприятные условия для формирования сенсорных эталонов и познавательных действий у детей 2 – 3 лет через дидактические игры.

Задачи проекта:

1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей. Формировать у детей простейшие представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; способствовать развитию у детей обследовательских умений и мелкой моторики рук.

2. Развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного,обонятельного.

3. Развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр.

4. Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам,использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

5. Приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Время выполнения: сентябрь - май

Длительность: Долгосрочный

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Развивающая предметно-пространственная среда проекта:Предметно – развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом в центрах активности, которые способствуют обогащению новыми впечатлениями и знаниями, побуждают к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей раннего возраста. Мы, активно работаем над пополнением и обновлением необходимого игрового и обучающего материала, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей.

Предполагаемый продукт проекта:

С помощью данного проекта совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;

- обогатить чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

- дети научатся обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

- устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч);

- дети смогут называть свойства предметов;

- сформируется у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;

- привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

-повышение уровня сенсорного развития детей;

-пополнение уголка дидактическими играми и играми сделанные своими руками

-консультации на тему «Что такое сенсорное развитие»

-совместные игры;

-беседы;

-фото о работе (наши успехи).

Выставка творческих работ детей

Аппликация «Бабочка» Аппликация «Неваляшка»

Лепка «Яблоки» Лепка «Мухомор»

Дидактические игры по сенсорному развитию

Работа с родителями.

Мастер – класс «Я учусь играть с предметами»

Изготовление игрушек с родителями по сенсорному развитию детей из различных материалов.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. -М. :ТЦ Сфера, 2024-224 с. :(Правовая библиотека).

3. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. - М. : Карапуз-дидактика, 2008.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. ФГОС. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2018.

5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

6. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста/З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991;

7. Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

8. Венгер Л. А. В Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;

9. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. ;

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ Е. В. Зворыгина и др. ; под ред. С. Н. Новосёловой. - М. : Просвещение, 1995. – 144 с. ;

11. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

12. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;

13. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

14. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».-М. : Издательство ВЛАДОС, 2019.-351с

3. Содержание проекта

3.1 I этап - Подготовительный: (разработка проекта)

-определение методов и приемов работы;

-подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала.

- подбор оборудования, изготовление пособий

- создание предметно-развивающей среды (уголок сенсорики, картотека дидактических игр)

- проведение предварительной работы с родителями;

- составление перспективного плана мероприятий. - разработка диагностики (по Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой)

3.2 IIэтап-Основной.

-подбор и изготовление дидактических игр

- подбор и изготовление наглядных пособий

- мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»

- наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

- привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного

развития детей.

-проведение упражнений, игр по сенсорному развитию

- проведение индивидуальной работы с детьми

Проведение мероприятий

Срок

Работа с детьми Цель Работа с родителями

Сентябрь

1 неделя 1. Диагностика сенсорного развития детей

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины и познавательных действий посредством дидактических игр и пособий на начало года Консультация

«Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать»

Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».

2 неделя Д/И «Ниточки для шариков»

Обучение сличению цвета по принципу «такой – не такой»; использование умения сличать цвета в практической деятельности;знакомство с названиями цветов.

3 неделя Д/И «Цветные дорожки» Учить детей различать цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

4 неделя Чтение художественной литературы.

СутеевВ. Г. «Петух и краски»; Знакомить детей с произведениями Сутеева В. Г. Закрепить названия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый)

Октябрь

1 неделя Д/И «Собери цветок»

Закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы

Консультация

«Игрушка в жизни ребенка»

2 неделя Д/И «Собери пирамидку»

Закрепление умения детей собирать и разбирать пирамидку от большого к маленькому, развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя Д/И «Накорми ежика» Развитие слухового восприятия, закрепление умения различать основные цвета (синий,зеленый, красный, желтый)

4 неделя Д/И «Собери по образцу» Совершенствовать обследовательские действия (выделение цвета, учить группировать и подбирать предметы по данному образцу

Ноябрь

1 неделя Д/И «Веселые гусенички» Формировать умение сортировать предметы по цвету. Развивать внимание, мелкую моторику рук, тактильное восприятие, слуховое восприятие и слуховую память Памятка

«Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет»

Мастер – класс «Я учусь играть с предметами»

2 неделя Д/И «Цветные карандаши» Формировать умение различать и называть предмет и его цвет. Развивать зрительное восприятие, память. Воспитывать активность в выполнении задания.

3 неделя Д/И «Зажги фонарик» Упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры

4 неделя Д/И «Два ведерка»

Изучение величины посредством практических действий с игрушками и предметами. Закрепление словесного обозначения величины – маленький, большой

Декабрь

1 неделя Д/И «Бусы для куклы»

Учить детей называть форму предметов, действовать с пред метами в определенной последовательности

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Изготовление игрушек родителями по сенсорному развитию детей из различных материало

2 неделя Игры с прищепками: цветные домики, овощи, фрукты Развивать у детей мелкую моторику рук

3 неделя Д/И «Стирка» Учить детей сортировать белье по цвету (красное, зеленое,желтое, синие, развивать тактильное восприятие, мыслительные процессы. Воспитывать интерес к окружающим нас предметам.

4 неделя Д/И «Укрась шариками новогоднюю елочку» Совершенствовать сенсорные навыки детей. Развивать зрительное восприятие, память, наглядно-действенное мышление.

Январь

1 неделя

2 неделя Д/И «Найди свое место» Развитие у детей зрительного восприятия (выбор цвета в соответствии с образцом, без прикладывания); обучение умению действовать по цветовому сигналу;закрепление знания названий цветов;развитие внимания

Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр и пособий»

3 неделя Д/И «Укрась платье матрешкам» Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировать предметы по цвету и форме. Совершенствовать тактильные ощущения, мелкую моторику рук

4 неделя Д/И «Цветные загадки»

Закрепление знания цветов и их названий, знакомство с окружающим миром. Развивать внимание, усидчивость.

Февраль

1 неделя Д/И «Веселый поезд»

Практическое знакомство с плоскими геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Обучение подбору нужных форм разными методами.

Совместное развлечение с родителями «Разноцветные шары»

2 неделя Д/И «Сложи фигурку» Закрепление знаний о форме предметов; самостоятельное называние основных геметрическихфигур. Развиватие мелкой моторики рук.

3 неделя Д/И «Отвези машинки в гараж» Развитие умения различать и называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).Формирование навыков группировки предметов по определенному признаку (цвет, размер, развитие усидчивости

4 неделя Сортер «Бабочка» Формировать умения различать и правильно называть основные цвета. Закреплять знания о форме и величине. Развивать координацию движений рук и мелкой моторики

Март

1 неделя Игровой планшет «Баночки компота с фруктами»

Формировать умение различать и называть основные цвета. Учиться ориентироваться на игровом поле. Развивать умения называть те или иные предметы (яблоко, груша, слива, клубника)

Выставка игр по сенсорному развитию

2 неделя Д/И «Геометрическое лото» Формировать умение группировать предметы по признаку (цвет,форма)Закрепить у детей простейшие представления о геметрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).Воспитывать усидчивость, бережное отношение к предметам

3 неделя Д/И «Наряди солнышко» Развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу

4 неделя Д/пособие «Времена года» Формирование и закрепление знаний детейосезонных изменениях в природе. Развитие мелкой моторики рук у детей посредством игры с листочками, цветочками, снежинками и птичками

Апрель

1 неделя Д/пособие «Геометрия вокруг нас»

Формирование умения выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическимиибразцами. Различать и называть основные цвета, развитие мелкой моторики рук.

Беседа «С удоволствием ли Ваши дети играют в дидактические игры».

Памятка по организации игровой деятельности детей дома.

2 неделя Д/И «Подбери предмет» Совершенствовать обследовательские действия (выделение цвета. Развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мыщление. Закреплять понимание детьми слов, обозначающих цвет и размер предметов (большой-маленький;такой-не такой)

3 неделя Д/И «Веселые человечки»

Развивать слуховое восприятие. Учить составлять пары одинаковых шумов

4 неделя Д/И «Цветочные клубочки» Соотносить предметы по цвету. Закреплять свойства предмета: мягкие, пушистые. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения,память,речь, мышление.

Май

1 неделя Игровое поле «Домики для фигур» Закрепление знаний цвета, формы, величины. Учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму)

Повторное анкетирование родителей «Сенсорное воспитание ребенка»

Участие в развлечении «Рисунок на асфальте".

2 неделя Д/И «Парные картинки» Формирование целостного образа предмета. Обучение подбору одинаковых изображений; развитие внимания

3 неделя Д/И «Рыбалка» (на магнитах) Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Развивать познавательно-исследовательские способности, мелкую моторику рук

4 неделя Диагностика сенсорного развития детей Выявить знания детей в области сенсорных эталонов и познавательных действий посредством дидактических игр и пособий на конец года

3.3 IIIэтап – Заключительный

1. Организация в групповой комнате «Центра сенсорного развития»

2. Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.

3. Итоговая диагностика воспитанников, ознакомление родителей с результатами диагностирования по сенсорному развитию детей.

4. Выступление на педагогическом совете по теме проекта.

5. Презентация «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста»

6. Консультации для родителей по сенсорному развитию детей.

7. Мастер – класс для родителей «Изготовление дидактических игр».

8. Подведение итогов реализации проекта

Вывод: В результате специально организованных игр дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактические игры по ознакомлению с природой для развития познавательных действий у детей дошкольного возраста Дидактические игры по ознакомлению с природой, направленные на развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста. Карточка №1.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий у детей 2–3 лет посредством дидактических игр»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 10:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий у детей 2–3 лет посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Осипова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД