татьяна лунова
Научная статья о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Научная статья
Экологическое воспитание дошкольников посредством работы с родителями.
Лунова Татьяна Александровна
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Публикация «Научная статья о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников совместно с родителями» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Поэтому, чтобы, немного изменить данную проблему, повлиять на действия и поступки взрослых, нарушающих правила поведения в природе, которые являются для детей примером во всем я решила сделать доброе дело и попробовать изменить мир к лучшему.
2017 год объявлен годом экологии и поэтому тема экологического воспитания актуальна для детского сада. Я долго думала, чтобы внедрить в свою работу нового, интересного и прежде всего полезного окружающему миру. И вот однажды, наблюдая не очень приятную картину, когда, выходя из детского сада ребенок идет срывает цветы с клумб, бросает на землю, а рядом идет мама и ничего не говорит и тем более не делает. Моему возмущению не было предела. К сожалению, это не единственный случай, который я наблюдала, но именно он и подвиг меня на создание родительского клуба «Сохраним природу вместе», почему родительский клуб, да потому что, воспитание детей начинается с семьи. На тот момент я думала, что привлечение родителей к проблеме экологического воспитания и постоянное сотрудничество с ними, поможет воспитать будущих созидателей жизни. Ведь хочется верить, несмотря ни на что, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое на Земле.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребёнка, способствует формированию положительных моральных качеств. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей, а так же, и их родителей экологической культуры.
У меня возникали сомнения, смогу ли я реализовать задуманное, ведь у родителей часто не хватает времени и нет желания на то, чтобы прийти в детский сад на родительское собрание, а здесь нужно будет приходить два раза в месяц, еще выполнять практические задания, и работать не только с детьми над проблемой, но и в первую очередь над собой. Хочу сказать, результат меня удивил, когда я озвучила свою идею на первом родительском собрании в начале учебного года, родители активно меня поддержали, и согласились принять участие в детско-родительском клубе : «Сохраним природу вместе». Мне даже не пришлось их убеждать, во всей важности этой проблемы. Они сами все прекрасно понимали, ведь не только я наблюдаю ранее описанную картину, но и родители, они сами, со стыдом говорили о своих ошибках и о желании их исправить. Обоюдно в результате беседы мы пришли с ними к выводу, что экологическое образование дошкольников-одно из самых главных направлений в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что, зачастую, небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Сейчас я кратко изложу алгоритм нашей совместной работы с родителями и поделюсь результатом, которого никто не ожидал.
Конечно же как везде и всегда, работа начиналась с постановки задач, которые должны были мы решить совместно с родителями в течении всего учебного года работы клуба.
Задачи родительского клуба :
формировать как у детей, так у родителей экологически целесообразное поведение в природе, чувства близости к природе;
- показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
- приобщать родителей к совместной с детьми деятельности;
- воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Следующим этапом было составление тематического плана совместной деятельности родителей, детей, воспитателей.
Реализуя данный родительский клуб, я совершенствовала стиль партнёрских отношений с родителями, обогащала детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Так же идея клуба состояла в том, что не всегда получается разнообразить формы работы с родителями. Содержание работы клуба является дополнением (помощником) для воспитателей по работе с родителями и детьми в экологическом воспитании.
Для вовлечения родителей в воспитательно - образовательный процесс была проведена акция: «Книга детям». Родители с радостью откликнулись на наше предложение по созданию библиотеки. Многие из них принесли в фонд библиотеки свои книги. Жанровое и тематическое многообразие детской литературы сформулировало у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Вывешивался в информационном уголке для родителей список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте соответственно Федеральным Государственным требованиям. Список литературы оформлен в папке под названием: Перечень рекомендуемой литературы для детей 6-7 лет.
Учитывая, что дошкольники способны слушать понравившиеся им произведения многократно, сохраняя при этом непосредственность эмоционального переживания я использовала «тетради дошкольника», где рекомендовала вспомнить и вновь прочитать, пересказать, заучить литературные произведения, соответствующие программным требованиям.
Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:
- в группе имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге.
- работа в данном направлении ведется в тесном сотрудничестве с родителями, родители стали активными помощниками, участниками конкурсов, совместных мероприятий проводимых в ДОУ.
- постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми литературных произведений.
Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе и книга станет добрым советчиком и помощником ребенка.
Это было лишь начало, дальнейшие действия были такими: мы совместно с родителями, детьми и музыкальным руководителем провели праздник осени под названием: «За грибами». Это было очень интересное представление, которое привело к еще большему желанию родителей участвовать в работе клуба. Затем мы организовали фото выставку под названием: «Как мы охраняем природу», и в ней приняли участие абсолютно все дети и их родители. Не пришлось даже напоминать, как обычно это бывает. Выставкой любовался весь детский сад. Далее, в предшествии Нового года, мы придумали акцию: «Сохраним елочку красавицу». Вот о ней я хочу рассказать по подробнее.
В акции приняли участие все семьи нашей группы, да семьи, потому что не только мамы с детьми, но и папы подключились к этой деятельности. На удивление, из списочного состава двадцать детей, было и двадцать елочек, и хочу заметить все из разного материала, ни одной одинаковой, это удивило всех. Елочки были из конфет, вилок одноразовых, мишуры, бумаги, елочка из перьев превзошла всех. Родители специально ездили на птичник, собирали перья вместе с ребенком, и затем кропотливо делали елочку. Еще много из чего были сделаны елочки, все по-своему красивы и оригинальны. Выставка была оформлена в фае детского сада, фотографии отправлены на конкурс, в котором заняли первое место. Воспитатели из других групп сожалели, что акция была объявлена только внутри нашей группы, а не по всему детскому саду, но я думаю, что, выпустив этих детей, на следующий учебный год можно будет придумать что-то подобное и привлечь родителей не только одной группы, а всего детского сада. Тем более результатом этой акции явилось то, что многие родители на Новый год дома ставили елочки, которые сделали сами с детьми, некоторые покупали искусственные елки, а настоящие им было жалко рубить. Я думаю, что это и есть положительный результат проведенной акции: «Сохраним елочку красавицу».
Дальнейшие действия клуба были такими: был объявлен в детском саду сбор батареек, чья группа принесет больше батареек, та группа будет награждена грамотой за активную помощь и бережное отношение к природе. Ведь выброшенные батарейки очень долго разлагаются в земле и вредят этим природе. Конечно же родители и дети моей группы сразу же откликнулись, и наша группа собрала больше всех батареек, получила грамоту и была объявлена самой заботливой о природе группой. Это опять был положительный результат работы родительского клуба. Родители все больше и больше уделяли внимания экологическому воспитанию детей и перевоспитывались сами.
Так же была проведена выставка детских работ под названием : «Берегите природу». Это служило как бы пропагандой для детей и родителей других групп детского сада, так как оформлена она была по коридору детского сада. Родители и дети приносили не по одному, а даже по два рисунка и это было здорово.
Завершающим этапом работы родительского клуба стал конкурс : «Превратим мусор в нужное и полезное». Родители совместно с детьми изготавливали различные поделки из всякого ненужного материала, точнее превращали его в нужные вещи. Например, одни сделали из одноразовых вилок-веер, другие из пластиковых бутылок улей и пчелок и украсили участок ими. Каждый постарался и творчески подошел к этому процессу. Одинаковых работ не было. Все были большие молодцы. А как радовались дети и гордились своими работами. Это был правда успех. Многие поняли и увидели, что многие ненужные предметы можно превратить во что- то нужное. Необходимо только желание.
На итоговом родительском собрании были вручены каждому ребенку дипломы «Юный эколог» и грамоты всем семьям, принявших активное участие в работе клуба.
В целом хочу сказать, что работа проделана огромная, все задачи решены. Работой остались довольны абсолютно все: родители, дети и конечно же я.