Ольга Размыслова
Консультация «Научите ребёнка читать до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения чтению детей дошкольного возраста вызывает активные дискуссии в педагогической среде. Многие исследователи в процессе своей работы и накопления определённого опыта приходят к выводу о необходимости освоения навыка чтения ещё до поступления ребёнка в школу.
В других странах мира, например в США, является нормой то, что детей с пяти лет обучают алфавиту, счету и т. д. в подготовительном классе. Это образование является обязательным.
Публикация «Консультация „Научите ребёнка читать до школы“» размещена в разделах
Практика показывает: в нашей стране тоже стала уже почти нормой ситуация, когда при поступлении в школу от детей требуется умение читать. И это не случайно.
В Международной лаборатории анализа образовательной политики считают, что чем чаще родители занимаются с детьми до школы, тем выше уровень читательской грамотности ребят - как при поступлении в первый класс, так и позже, в 4 классе. В самой сложной ситуации оказываются дети из семей с низким культурным капиталом, которые не ходили в детский сад и у них меньше шансов научиться читать к 1 классу. Такие ребята с большей вероятностью будут отставать от сверстников на уроках в школе.
Почему же у родителей возникают сомнения?
Начиная разговор на эту тему хотелось бы сразу отметить, что обучение в дошкольном возрасте предполагает, в первую очередь, занятия в игровой форме. У многих родителей слово обучение вызывает ассоциацию со школьным обучением, но для специалиста дошкольного образования совершенно очевидно, что лучшей формой усвоения новых знаний для детей является игра. Именно поэтому многие практикующие педагоги очень часто выбирают методику обучения чтению Н. А. Зайцева и его кубики. Конечно есть и другие методы, но только игровая форма дает наиболее быстрые и качественные результаты в данном возрасте. В помощь родителям на сайтах и в интернет-сообществах представлено значительное количество информации о методах и приемах обучения дошкольников чтению, в том числе и в нашей группе ВКонтакте
Другим заблуждением родителей считается мнение о том, что учится читать лучше в школе, а до школы малышу нужно играть и общаться со сверстниками, развиваться физически и осваивать навыки самообслуживания. Ничуть не умаляя значение всестороннего развития детей мы только хотим обратить внимание на необходимость своевременного формирования грамотной устной и письменной речи у детей в наиболее благоприятном для этого возрасте поскольку сензитивным периодом обучения чтению является дошкольный возраст. Об этом писали многие исследователи, в том числе Л. С. Выготский и М. Монтессори. Всемирно известный американский детский врач Г. Доман считал, что именно до пяти лет ребенок должен получить всю базовую информацию о письменности, а не в возрасте от шести до десяти лет, прилагая для этого неимоверные усилия.
Естественно, что для дошкольников самостоятельное чтение ещё не является ведущим источником получения информации о предметах и явлениях жизни. Познание мира начинается с восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, с которыми соприкасается ребёнок (их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.) Буквы с которыми играет малыш – это тоже предметы окружающего мира ведь знакомство с ними начинается с магнитного разноцветного алфавита, который можно закреплять на любой металлической поверхности или мягких либо картонных букв, которые можно разложить на столе или на полу. Всё это является интересной развивающей игрой, способствующей развитию сенсорики и мелкой моторики малыша.
Значение обучения чтению невозможно преувеличить для формирования и развития речи ребёнка. Ежедневное знакомство с новыми словами, обозначающими предметы окружающего мира способствует значительному росту словарного запаса детей, их речь становится более правильной и грамотной, более свободной, улучшается произношение, быстрее формируются навыки словоизменения, словообразования.
В процессе знакомства детей с литературными произведениями расширяется их кругозор, формируются представления об окружающем мире, происходит развитие познавательной активности. Читающий ребенок учится анализировать полученную информацию, задавать вопросы, возникающие в процессе чтения и делать собственные выводы.
Также в ходе обучения чтению создаются благоприятные условия для формирования когнитивных (познавательных) функций внимания, памяти, мышления, воображения. Чтение требует от малыша значительной концентрации внимания и усидчивости. Процесс зрительного восприятия развивается в максимальной степени, ведь теперь малыш способен не только различать любую из 33 букв, но и читать самые различные слова и даже тексты.
Одной из серьезных проблем при поступлении детей в первый класс является адаптация к школьному обучению. Педагогическая практика показывает, что она проходит значительно легче у подготовленных детей, в том числе умеющих читать. Задания даются первоклассникам в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Подготовка к школе у современных детей очень разная и читающие дети чувствуют себя значительно увереннее, чем их сверстники, которые только знакомятся с буквами алфавита.
При обучении чтению большое влияние оказывают совместные со взрослым игры. Такое обучение доставляет малышу массу положительных эмоций и чтение становится одним из любимых занятий. Если же взрослые уделяют внимание совместному домашнему чтению, то это занятие станет любимым на всю жизнь. Именно в этом возрасте формируется положительное отношение к чтению книг. В школе, если процесс освоения грамоты будет связан с негативным опытом, привить любовь к книгам будет значительно труднее.
Для детей, которые научились читать еще до школы, чтение становится важной частью жизни. Уверенность в себе и своих силах мотивируют их к достижению новых целей.
Ярким примером раннего развития является опыт обучения Карла Витте – немецкого юриста, историка литературы и переводчика, занесённого в Книгу рекордов Гиннеса как самого юного доктора философии в истории. Докторскую степень Карл Витте получил в возрасте 13 лет. В раннем возрасте ребенок овладел несколькими иностранными языками и способностью читать на них. Благодаря методу, который использовал его отец - немецкий пастор Карл Витте (старший) его сын к 10 летнему возрасту не только прекрасно владел родным немецким, но и свободно говорил и читал на английском, французском и итальянском языках, а также знал древнегреческий и латынь. История воспитания Витте была изложена его отцом в двухтомной книге «Карл Витте» (нем. Karl Witte oder Erziehungs- und Bildungsgeschichte desselben; 1819, английский перевод, 1914).
По методу К. Витте были воспитаны и многие другие выдающиеся люди.
Например, этим методом воспользовался математик Джеймс Томсон, который воспитал двух своих сыновей: Уильяма (получившего титул лорда Кельвина) и Джеймса, позже ставшего известным инженером, одним из основоположников термодинамики. Самый яркий пример воспитанного по методу Витте человека – создатель кибернетики Норберт Винер. Отец его был в восторге от книги Витте и Норберт уже в 18 лет получил учёную степень. В Китае книга об обучении и воспитании К. Витте стала настоящим бестселлером.