Юлия Яковлева
Наставничество над детьми-сиротами. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество. Из опыта работы группы 1 -2 класса МКУ «Детский дом «Остров надежды».
Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и трудовой деятельности всегда была и остается самой актуальной и острой для детских домов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной работы по социализации, которая в свою очередь должна опираться на опыт общения, а так же профориентационную деятельность, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.
Публикация «Наставничество над детьми-сиротами, Из опыта работы» размещена в разделах
Воспитанник детского дома должен хорошо представлять себя в своей самостоятельной жизни, поэтому мы в планировании своей работы с воспитанниками нашей группы стараемся предоставить им как можно больше опыта общения и социального взаимодействия с людьми разных профессий и возрастов, особенно вне стен детского дома. И очень большое вклад в работу по этому направлению вносят наши шефы, которые в какой – то мере стали для воспитанников наставниками.
Наставничество является эффективным инструментом социализации детей и подростков группы риска (социально незащищенных групп населения). Технология наставничества позволяет решить проблемы:
социальной дезадаптации детей и подростков, отсутствия опыта здоровых отношений со значимым взрослым, отсутствия познавательного интереса и мотивации к учебе или иной деятельности, агрессивного поведения. Дети, воспитывающиеся в учреждении, находятся в искусственно изолированном
мире и обществе. Для них характерны высокий уровень тревожности, агрессии, неумение выстраивать отношения с людьми, отсутствие познавательного интереса и мотивации к учебе. Таким образом, "умная" волонтерская помощь позволяет частично компенсировать как поведенческие
проблемы, так и искусственную изолированность. Наставничество для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставит перед собой аналогичную цель - помочь ребенку из учреждения в развитии и нахождении своего места в жизни.
Наставничество над детьми-сиротами появилось сравнительно недавно по сравнению с другими формами поддержки. Однако уже сейчас очевидно — это прекрасная возможность для тех, кто хочет помочь, но не готов брать на себя ответственность, которую предполагает опекунство и усыновление. Своеобразное промежуточное звено, которое доступно всем неравнодушным людям. Но не все готовы сделать такой шаг в направлении наставнической деятельности, хоть и хотят помогать детям. Поэтому любой положительный опыт работы, пусть и неофициально называющийся наставничеством, но частично напоминающий его или являющийся предпосылками к нему, очень важен.
С нашими шефами мы дружим уже очень давно. Наше сотрудничество с годами только крепнет и становится более тесным и душевным. Оксана Николаевна, Татьяна Юрьевна и другие наши шефы на постоянной основе приходят к нашим детям не только по праздникам с угощениями и подарками, хотя это, конечно не маловажно для ребят. Но и водят их на экскурсии и прогулки, делясь своим богатым опытом и знаниями. Так же проводят тематические беседы и занятия, мастерят поделки и открытки своими руками. В ходе этих встреч, как в стенах детского дома, так и за его пределами, наши шефы интересуются жизнью и делами ребят, хвалят за успехи и достижения, журят за плохие поступки или поведение, делятся своим жизненным опытом, таким образом, по нашему мнению, социализируя наших воспитанников. Ребята же, в свою очередь, очень ждут эти встречи, чтобы поделиться событиями из своей жизни, спросить совет или просто пообщаться с дорогими для них людьми, поиграть и перенять интересный опыт и знания. Дети с удовольствием поздравляют любимых шефов с праздниками, читают им стихи и рисуют открытки и стенгазеты.
И пусть это общение нельзя в полной мере по определению приравнять к наставничеству, но мы считаем, что данное сотрудничество между нашими воспитанниками и шефами плодотворно влияет на успешную социализацию детей, а так же можно считать одной из его первых ступеней в данном направлении. И, возможно со временем, перерастёт в нечто большее и приведёт к наставничеству в его полном смысле.
Сегодня в России наставнические программы ведутся десятками некоммерческих организаций, а число самих наставников достигает нескольких тысяч. Конечно, этого недостаточно для работы со всеми ребятами, нуждающимися в тепле, заботе и внимании. Однако пример действующих наставников мотивирует и вдохновляет присоединяться к этому движению всех, кто действительно неравнодушен.