Олеся Щербенева
Народный фольклор как начало патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было - это «Начало Всех Начал», - зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.
Публикация «Народный фольклор как начало патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Именно в детском возрасте воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить. Как необходимо, видимо, помнить о том, что воспитание ребёнка начинается всегда с самовоспитания окружающих взрослых. Поэтому необходимо постоянно углублять и расширять свои педагогические знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
Педагогическая культура каждой семьи складывается из педагогических традиций народа. Такая культура должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение. Поэтому так важно каждому из нас порой внимательно оглянуться в собственное детство, дабы осмыслить опыт наших матерей и отцов, взять из него всё лучшее.
Одним из интереснейших явлений культуры человеческого общества является искусство. С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой - нибудь песни.
Искусство народа, или фольклор (от английского слова folk-lore/ в дословном переводе - народное знание, мудрость, народное творчество : folk - «народ», lore - «знание», глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях.
Младенец ещё ничего не умеет, но он - человек. Он будет мыслить, разговаривать, созидать. С первых дней жизни он должен слышать человеческую речь. При кормлении или пеленании мать тихонько разговаривает с малышом. Вот тут - то и нужны пестушки, потягушки и потешки, к которым прибегали наши бабушки - прабабушки, и всё то получалось у них само собой.
Колыбельные песни.
***
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота.
Ворота - то: скрып, скрып!
А Коленька спит, спит.
***
Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
- Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать.
Уж я серому коту
За работу заплачу,
Дам я мяса кусок,
Молока туесок!
Бай да побай,
Ты, Ваня, засыпай!
За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками. Свое название пестушки получили от слова «пествовать» - нянчить, холить, ходить за кем - нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни. Проснётся младенец - потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, подрастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».
***
Потягуни - потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся - потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем, растем, растем!
***
Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:
Ах, поёт, поёт Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженькой!
Пестушка незаметно переходит в потешку - песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками.
* * *
Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл,
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! полетели, -
На головушки и сели.
* * *
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребё нка и припевают:
Идёт коза рогатая,
Идё т коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает.
* * *
Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:
- Ладушки, ладушки!
- Где были? - У бабушки.
- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, -
Шу-у-у - полетели,
На головушку сели.
* * *
Берут у ребё нка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскрёбышки.
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал малнек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:
Шу-у-у, полетели -
На головушку сели.
Закличка - это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка - обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего.
* * *
Когда дожди «зарядят», станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.
* * *
После купанья, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:
Водолей, водолей,
Вылей воду из ушей!
* * *
Бросали в подпечек выпавший молочный зуб со словами:
Мышка, мышка!
На тебе зуб липяной,
Дай мне гребяной.
* * *
В бане приговаривают, окачивая водой!
С гоголя - вода,
С младенца - худоба!
Укатись вся.
* * *
У детей, которые бегали босиком по грязи, в иных случаях заболевала кожа, ноги и руки покрывались «цыпками». Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи под порог,
Дам вам маслица комок.
Поэзия прибауток - поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах. Здесь все перевернуто, все наоборот.
* * *
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
* * *
Котишко - мурлышко,
Серый лбишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Считалки, игры, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и сказки – это все то, чем наполнено наше лучшее и беззаботное детство. Прочитав текст выше, наверняка, он показался вам знакомым. Потому как многие из нас слышали уже эти песенки – потешки из уст наших мам и бабушек, они от своих мам и бабушек. В связи с тем, что эти произведения от одного человека к другому, они изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета, но неизменно остаётся одно – мудрость народа.
Алексей Николаевич Толстой говорил о фольклоре так : «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».