Получи документы

Народный фольклор как начало патриотического воспитания

Олеся Щербенева
Народный фольклор как начало патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де Сент-Экзюпери

Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было - это «Начало Всех Начал», - зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.

Публикация «Народный фольклор как начало патриотического воспитания» размещена в разделах

Именно в детском возрасте воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Об этом нам, взрослым, необходимо постоянно помнить. Как необходимо, видимо, помнить о том, что воспитание ребёнка начинается всегда с самовоспитания окружающих взрослых. Поэтому необходимо постоянно углублять и расширять свои педагогические знания, повышать свою культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Педагогическая культура каждой семьи складывается из педагогических традиций народа. Такая культура должна бережно копиться и передаваться из поколения в поколение. Поэтому так важно каждому из нас порой внимательно оглянуться в собственное детство, дабы осмыслить опыт наших матерей и отцов, взять из него всё лучшее.

Одним из интереснейших явлений культуры человеческого общества является искусство. С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой - нибудь песни.

Искусство народа, или фольклор (от английского слова folk-lore/ в дословном переводе - народное знание, мудрость, народное творчество : folk - «народ», lore - «знание», глубоко жизненно и бесконечно прекрасно. Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях.

Младенец ещё ничего не умеет, но он - человек. Он будет мыслить, разговаривать, созидать. С первых дней жизни он должен слышать человеческую речь. При кормлении или пеленании мать тихонько разговаривает с малышом. Вот тут - то и нужны пестушки, потягушки и потешки, к которым прибегали наши бабушки - прабабушки, и всё то получалось у них само собой.

Колыбельные песни.

***

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота.

Ворота - то: скрып, скрып!

А Коленька спит, спит.

***

Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

- Приди, котик, ночевать,

Мово Ваню покачать.

Уж я серому коту

За работу заплачу,

Дам я мяса кусок,

Молока туесок!

Бай да побай,

Ты, Ваня, засыпай!

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками. Свое название пестушки получили от слова «пествовать» - нянчить, холить, ходить за кем - нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни. Проснётся младенец - потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: «Потягунюшки, подрастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».

***

Потягуни - потягушечки

От носочков до макушечки,

Мы потянемся - потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем, растем!

***

Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

Ах, поёт, поёт Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой!

Пестушка незаметно переходит в потешку - песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками.

* * *

Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл,

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! полетели, -

На головушки и сели.

* * *

Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребё нка и припевают:

Идёт коза рогатая,

Идё т коза бодатая:

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Того забодает, забодает.

* * *

Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:

- Ладушки, ладушки!

- Где были? - У бабушки.

- Что ели? - Кашку.

- Что пили? - Бражку.

Кашка сладенька,

Бражка пьяненька,

Бабушка добренька.

Попили, поели, -

Шу-у-у - полетели,

На головушку сели.

* * *

Берут у ребё нка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Всё своим деткам отдала.

Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскрёбышки.

Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего.

А ты мал малнек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у, полетели -

На головушку сели.

Закличка - это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка - обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего.

* * *

Когда дожди «зарядят», станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка.

* * *

После купанья, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

* * *

Бросали в подпечек выпавший молочный зуб со словами:

Мышка, мышка!

На тебе зуб липяной,

Дай мне гребяной.

* * *

В бане приговаривают, окачивая водой!

С гоголя - вода,

С младенца - худоба!

Укатись вся.

* * *

У детей, которые бегали босиком по грязи, в иных случаях заболевала кожа, ноги и руки покрывались «цыпками». Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:

Цыпи, цыпи под порог,

Дам вам маслица комок.

Поэзия прибауток - поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах. Здесь все перевернуто, все наоборот.

* * *

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

* * *

Котишко - мурлышко,

Серый лбишко,

Не лезь в сметану,

Оставь Степану.

Считалки, игры, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и сказки – это все то, чем наполнено наше лучшее и беззаботное детство. Прочитав текст выше, наверняка, он показался вам знакомым. Потому как многие из нас слышали уже эти песенки – потешки из уст наших мам и бабушек, они от своих мам и бабушек. В связи с тем, что эти произведения от одного человека к другому, они изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета, но неизменно остаётся одно – мудрость народа.

Алексей Николаевич Толстой говорил о фольклоре так : «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Публикации по теме:

Уголок патриотического воспитания во второй младшей группеУголок патриотического воспитания во второй младшей группе В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Оформление панно для уголка патриотического воспитанияОформление панно для уголка патриотического воспитания Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей оформления небольшого панно. Так получилось, что в связи.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России»Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России» Уголок патриотического воспитания, является неотъемлемой частью предметной среды в группе. Цель патриотического уголка - воспитание любви.

Уголок патриотического воспитания в подготовительной группеУголок патриотического воспитания в подготовительной группе Любовь к семье, близким, стране играет важное значение в полноценном развитии будущей личности. Где бы ни был человек, где бы он ни жил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народный фольклор как начало патриотического воспитания
Опубликовано: 9 июля 2020 в 17:51
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народный фольклор как начало патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Щербенева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД