Света Рыбина
Конспект занятия «Вид народного промысла «хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вид народного промысла «Хохломская роспись».
Цель: познакомить детей с видом народного промысла хохломой.
Публикация «Конспект занятия „Вид народного промысла „хохломская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Задачи: рассказать об истории возникновения промысла; познакомить с русским народным декоративно - прикладным искусством – хохломской росписью; развивать интерес к изучению народного промысла; воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев.
Ход занятия:
Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей). В зимнее и холодное время года, когда нет забот на полях и огородах люди занимались различными видами народного творчества. Кто-то вязал, кто-то вышивал, а кто-то занимался росписью по дереву. Мы с вами уже знакомились с народным промыслом, давайте вспомним. (ответы детей).
В Русь издавна славилась своими ремёслами и одно из них Хохлома.
Народный промысел хохлома зародилось очень давно в Нижегородской области и у нее древняя и интересная история. Вот историю одного села и его чудо мастерами я вам и расскажу.
Сказывают в народе о чудо - мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужчин из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.
Так и пошёл этот секрет по Руссе, передаваемый поколения за поколением. Так и дошло до наших дней изделия, сделанные руками русских мастеров. Вот посмотрите у нас на столе изделия это и игрушки, и посуда, какая она яркая, нарядная.
Хохлома - посуда не простая, а точно – золотая!
С яркими узорчиками ягодками и листочками.
Называется она – Золотая Хохлома.
Все листочки – как листочки, здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
Описание слайдов в презентации.
Хохлома – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской. В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается, это совсем не просто. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Каждый узор, каждая завитушка имеет свое название. По слайдам дети изучают узоры, элементы росписи хохломы.
Игра «Укрась посуду»
На бумажную тарелку дети накладывают черную тушь смешанную с клеем ПВА, после высыхания приклеивают вырезанные элементы хохломской росписи из фольги, золотистой и цветной бумаги, украшают.
Далее, предложить детям высказать свои впечатления от полученных работ.
Итог занятия :
1. Какая красивая у вас тарелка получилась! А можем это чудо назвать панно?
2. Напомните мне, как же называется ваш узор? (травяной, ягодки, травка, листочки)
3. А какого цвета?
4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить его?
5. О чем напоминает вам роспись?
6. Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?
Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)