Олеся Непомнящих
Народные подвижные игры в этнокультурном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить задачи:
расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
Публикация «Народные подвижные игры в этнокультурном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край;
воспитывать этническую толерантность;
формировать у детей представление о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры;
продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.
Подвижная игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами подвижной игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.
Подвижная игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Подвижные игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
«Луна или солнце»
Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
«У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами,
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим).
«Огородник»
В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:
На пенечке я сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород горожу.
С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.
«Гори ясно»
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра повторяется.
«Краски»
Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:
- Тук, тук!
- Кто пришел?
- Я черт с рогами, с горячими порогами,
С неба свалился, в горшок провалился!
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За красной.
Если красной краски нет, хозяин говорит:
- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.
Если краска есть, хозяин говорит:
Скачи на одной ножке по красной дорожке
Найди красные сапожки.
Поноси, поноси
И назад принеси!
В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.
«Тили-рам?»
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Первая команда говорит хором:
- Тили-рам, тили-рам? (Кого вам, кого вам) Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде.
СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ИГРЫ
«Хромая лиса»
Количество играющих - от пяти до десяти человек. Водящий, а он и есть «хромая лиса», выбирается, по считалочке. В начале игры лиса уходит в свою нору, где она имеет право стоять, как и все, на обеих ногах. Но стоит ей выйти из норы, и она уже должна скакать на одной ноге. Поэтому лиса и не торопится вылезать из своей норы, все чего-то ждет, высматривает.
А остальные игроки, наоборот, стараются ее оттуда выманить. Они то подбегают к норе, то отскакивают подальше, лают на разные голоса, изображая охотничьих собак, дразнят: «Хромая лиса!», «Хромая лиса!» - в общем, веселятся кто как может. Самые смелые подбегают совсем близко к норе. Лиса ловит.
«Караси и щука»
По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».
Когда пойманных «карасей» станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».
Удмуртские народные игры
«Водяной»
Очерчивают круг - это пруд или озеро. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: - Водяного нет, а людей-то много. Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловушками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
«Колечко»
Одна из любимых игр удмуртской молодежи – Юноши и девушки садились в ряд со сложенными лодочкой ладонями. Водящий, держа в руке кольцо, булавку или другой мелкий предмет, обходил каждого участника и, прикасаясь к их рукам, старался его незаметно в них вложить. Если ведущий угадывал ее владельца, тому полагалось спеть или сплясать, в противном случае он сам веселил присутствовавших.
Культура является богатым воспитательным источником развития ребенка (Л. С. Выготский)
Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.