Елена Дударева
Народные подвижные игры как средство современного нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
П. Ф. Лесгафт назвал подвижную
игру: «упражнение, с помощью которого
ребенок готовится к жизни».
Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время является одной из важных задач детского сада, ведь детство самая благоприятная пора для того, чтобы привить чувство любви к Родине, которое формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер, их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства.
Публикация «Народные подвижные игры как средство современного нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Главная задача нравственного воспитания - сформировать у ребенка моральное сознание, нравственные чувства, стремления и привычек, потребности и мотивы поведения. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Воспитание нравственно - патриотических чувств на современном этапе развития обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Для того чтобы знания, полученные в процессе проведения образовательной деятельности, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. В формировании у детей взаимоотношений особое место принадлежит игре, где нравственные качества детей дошкольного возраста особенно эффективно формируются посредством подвижных игр, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка и одно из условий развития его культуры. Играя, ребенок познает окружающий мир. В коллективных играх, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Народные – подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Они в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, образуют фундамент для развития нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Знакомить детей с народной подвижной игрой можно начинать с младшего дошкольного возраста. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Игра является ценным способом вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у ребенка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. Народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Использование народных игр в процессе дошкольного воспитания позволяет закреплять знания детей о народных традициях. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.
Через народные игры, упражнения, считалки у дошкольников формируются первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знания позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках.
Народные подвижные игры – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, на то что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Список литературы:
1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М. ; Мозаика – синтез, 2010.;
2. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателей детского сада. – М. :Просвещение, 2012.;
3. М. Г. Голубева «Проблема физического воспитания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе» М. - 2010.;