Елена Царёва
Народные музыкальные инструменты в детской саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Комина Е. М., Стебунова Т. В.
«Кто людей веселит, за того весь свет стоит».
Народные музыкальные инструменты в детском саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо попытаться «приблизить» его к детям, не исказив.
Публикация «Народные музыкальные инструменты в детской саду как один из аспектов комплексного изучения музыкального фольклора» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
К сожалению, разнообразные «Программы воспитания и обучения в детском саду» рекомендуют познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым. Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки. В настоящее время стоит задача воспитания у детей интереса и любви к народному творчеству - музыкальному и устному. В настоящее время разработаны и используются новейшие программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Отметим следующие из них:
1. «Горенка» (комплексное изучение музыкального фольклора) - раздел «Народные музыкальные инструменты». В данном разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы было удобнее проследить его усложнение в том, как постепенно ребенок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается музыкальный репертуар. Параллельно с этим разработаны и методические указания.
2. Народные музыкальные инструменты в музыкально – образовательной деятельности (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»).
Хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы, взрослые, еще помним русские народные игры, народные песни, и наша задача - передать эти «жемчужины» нашим детям.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора :
- Народная песня.
- Народная хореография.
- Народные игры.
- Народные музыкальные инструменты.
Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков.
1. Элементарные музыкальные инструменты :
Пищалка, жужжалка (фурчалка).
2. Духовые инструменты :
Флейта, сопель, кувиклы, свирель, глиняные свистульки.
3. Струнные инструменты :
Балалайка, гусли.
4. Ударно – шумовые инструменты :
Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки).
Примерный репертуар для детей дошкольного возраста
(программа «Камертон»)
- 2-ая младшая группа (3 – 4 года)
Песенки-ритмы
«Тихо-громко мы играем». Русская народная мелодия «Во саду ли…».
«Играем медленно и быстро». Русская народная мелодия «Ах, вы, сени.».
«Высоко и низко заиграли». Русская народная мелодия «Пойду ль я…».
«Весело и грустно». «Дудочка». Музыка В. Карасевой.
«Оркестр зверюшек». Музыка Н. Бордюг.
«Все себя мы забавляем». Музыка Н. Бордюг.
- СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 – 5 ЛЕТ)
Песенки-ритмы
«Мы идет с флажками». Е. Тиличеева (на треугольнике).
«Спите, куклы». Е. Тиличеева (на треугольнике, колокольчике).
«Марш». Е. Тиличеева (на барабане, бубне).
- СТАРШАЯ ГРУППА (5 – 6 ЛЕТ)
Ритмический оркестр
«Полька». Музыка С. Урбах.
«Праздничный детский марш с 6арабаном». Музыка Е. Тиличеевой.
«Звенящий треугольник». Музыка Р. Рустамова.
«Веселая тройка с бубенцами». Музыка Е. Туманян.
«Игра в солдатики». Музыка В. Ребикова.
«Маракас». Музыка Е. Туманян. «Марш». Музыка Е. Тиличеевой.
«Латвийская полька». Музыка М. Раухвергера.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (6 – 7 ЛЕТ)
«Часики». С. Вольфензон.
«Турецкий марш». В. Моцарт.
«Наш оркестр». Е. Тиличеева.
«Танец маленьких лебедей». П. Чайковский.
«Весенний вальс». А. Филиппенко.
«Во саду ли, в огороде.». Русская народная песня в обр. В. Агафонникова.
«Ах, вы сени.». Русская народная песня в обр. В. Агафонникова.
«Кап-кап». Румынская народная песня
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося детского организма (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения).
Музыка очень полезна для развития ребенка, и чем раньше начнется его знакомство с нотной азбукой, тем лучше. Можно начинать уже с 3-х месяцев приобретать первые детские музыкальные инструменты - различные погремушки. После 6 месяцев малышам огромное удовольствие доставят простейшие детские музыкальные инструменты такие, как маракасы, треугольник, барабанчики и бубны. В 2 года ценитель прекрасного может сочинить свою первую мелодию с помощью ксилофона и металлофона или наиграть любимый мотив на дудочке. Шаг за шагом – и маленький музыкант становится дирижером целого оркестра!
Необходимо уделять большое внимание игре на детских музыкальных инструментах потому, что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в ДОУ должно уделяться большое внимание и проводиться она должна, опять же, не формально, от случая к случаю, а на основе целой стройной системы обучения.
Работа проводится организованно и последовательно, с применением разнообразных методов и приёмов, таких, как: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Желательно наличие большой базы детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.