Наталья Маланина
Консультация «Народные игры в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры в детском саду.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Наше дошкольное учреждение реализует основную образовательную программу, в которой раскрыты особенности игры, как особого пространства развития ребенка.
Публикация «Консультация „Народные игры в детском саду“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Существует разные виды игр и одни из них народные игры. В связи с тем, что одной из теоретических основ разработки основной образовательной программы является программа «Наш дом – Южный Урал» Бабуновой Е., Багаутдиновой С., Галкиной Л., особое внимание уделяется использованию народных игр в образовательной деятельности учреждения, рекомендуемые этой программой.
В содержательном разделе программы, при описании вариативной части области «Физическое развитие», уже в раннем возрасте в содержание внесены задачи:
- знакомить с детей с русскими народными подвижными играми Уральского региона;
- учить управлять своим телом в процессе организации народных игр; Начиная со второй младшей группы и до средней группы необходимо:
- знакомить детей с отдельными несложными подвижными играми народов Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими);
- прививать интерес к национальным играм и традициям;
- закреплять основные движения и развивать физические качества посредством народных подвижных игр;
- развивать у детей эмоционально - активное отношение, действенный интерес к подвижным играм народов Южного Урала; -создавать условия для проявления детской игровой культуры.
Начиная со старшей группы, продолжается знакомство с подвижными играми Южного Урала (русскими, башкирскими, татарскими).
В подготовительной группе к перечисленным задачам добавляется задача: - обогащать знания детей о народных подвижных играх; - поощрять инициативу детей в выборе народных подвижных игр в самостоятельной, свободной двигательной деятельности.
Соответственно во всех видах планирования и организации образовательной деятельности учреждения, должна прослеживаться цепочка использования народных подвижных игр.
В программе «Наш дом – Южный Урал» Бабуновой Е., Багаутдиновой С., Галкиной Л., имеются рекомендации по распределению народных игр по возрастам и месяцам года. В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями в большей степени могут использоваться игры, такие как: игры - забавы, например «Этот пальчик хочет спать»; игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.); подвижные игры, например «Маленькие ножки – большие ноги» и изредка хороводные. Работа с малышами и детьми среднего возраста требует многократного повторения (5-10 повторений, поэтому в младших и средних группах присутствует малое количество народных игр, преимущественно русских. В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Возможно использовать народные игры примерно один раз в неделю, чередуя при этом русские, башкирские, татарские подвижные, хороводные, словесные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст. (за год примерно 50 игр). Большое место занимают старинные народные игры, такие как «Городки», «Серсо», «Лапта», «Гори-гори ясно», «Штандер» и другие. Забытые народные игры развивают самостоятельность, целенаправленность, готовность к совместной двигательной деятельности со сверстниками. На физкультурных и музыкальных занятиях разучивают и играют в подвижные и хороводные народные игры, которые используются и на прогулке.
Образность и внесение атрибутики в игры позволяют развить эмоциональную отзывчивость, радость от совместного общения. Поэтому необходимо иметь атрибуты к народным играм в физкультурном уголке и в корзинах с выносным материалом.
Народные игры включаются в культурно - досуговую деятельность. А также можно организовывать конкурсы, соревнования. «Кто больше знает народных игр?», «Кто больше знает считалок» и т. д. Сам игровой процесс немыслим без прелюдий. Предигровые зазывалки, считалки, жеребьевка дает возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил.
Во всех группах детского сада используются народные хороводные или пальчиковые игры для организации динамических двигательных пауз между разными видами деятельности или вместо физкультминутки.
Народные игры малой интенсивности используются для организации двигательной деятельности в групповой комнате при отмене прогулки из-за плохой погоды. В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников : Осенины - Сумбуля, Масленица, Сабантуй, Навруз - Сороки, Каргатуй и другие, сценарии которых включают народные игры.
В народные игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У детей развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности, развиваются физические качества. Следует использовать народные игры во всех направлениях образовательного процесса детского сада.