Альфия Шарибжанова
Консультация «Народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Задолго до появления письменности возникло устное народное творчество : сказки, былины, песни, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражали мечты, желания и ожидания народа в его нравственные убеждения, веру в торжество справедливости, в победу добра над злом, правды над ложью.
Большое количество сказок и песенок создано народом и для детей. Народная сказка всегда была любима детьми и в наши дни, когда имеется специальная детская художественная литература, она остается популярной.
Публикация «Консультация „Народное творчество“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Педагогический гений народа создал увлекательные и в то же время простые и художественные по форме сказки. Содержание их чрезвычайно разнообразно интересно. Реальная действительность в сказке тесно связано с фантазией. Снегурочка превращается в живую девочку, Иванушка-дурачок «влез коню в правое ухо, а в левое вылез и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке, ни пером описать!»
Не только для забавы создавались народные сказки. Они приобщали ребенка к моральной культуре своего народа. В течении многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же, как и сегодня, сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло.
В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркий пример подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.
К. И. Чуковский писал о сказке: «По-моему, цель сказочников заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитать в ребенке человечность- это дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою»
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, рассказывали сказки.
Теми же целями нравственного воспитания служат сказки, в которой высмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки учат к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний вырастает, т. к. ребенок все более вникает в ход событий, яснее становиться для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается малыш и в звучании самой речи запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Для того чтобы дети слушали внимательно надо их подготовить. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку «Настольного театра»
У детей 3-4 лет интерес можно возбудить присказкой, которая мобилизует их внимание и как бы ограничит от повседневности событий, о которых в сказке пойдет речь. Например:
Сказка, сказка прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу не стар не мал,
От нее не задремал.
Огромное количество сказок имеется и у других народов России. Они чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, как разнообразна природа и образ жизни людей их создавших.
В сказка о животных дети встречаются со знакомыми персонажами русских сказок: «С коварной лисой, со злым волком и с трусливым зайцем». Но схожие сюжеты, окрашенные национальным колоритом, воспринимаются детьми с интересом.
Детская литература обогащается так же переводами сказок народов зарубежных стран.
Произведения устного народного творчества всегда будут пользоваться любовью детей. Увлекательная фантазия волшебной сказки, яркие образы героев, ритмичность законченность сюжета народной песенки делают их высокохудожественными по форме.
Источники:
1. Хрестоматия для маленьких. (Сост. Л. Н. Елисеева.). М. ;1987
2. Хрестоматия для дошкольников (2-4 года) М. ; 1997
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. А. Князева, М. Д. Маханева- СПБ. : Детство- ПРЕСС,2000
4. Знакомим дошкольника с литературой Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова, М. ; 2007