Гужавина Марина Витальевна
Конспект занятия по краеведению «Народное творчество в Республике Коми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить воспитанников с видами народного творчества в Республике Коми.
Задачи:
1. Дать представление о том, кто такие мастера.
2. Познакомить с видами народного творчества в Республике Коми :
• Художественная обработка бересты
• Резьба по дереву
• Плетение из лозы и корня сосны
• Гончарство
• Традиционное ткачество
• Лоскутное шитьё
• Узорное вязание
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Народное творчество в Республике Коми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Народная культура, фольклор
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
• Обработка меха и замши
Развивающая среда: экспонаты, рисунки, мини-музей.
Оборудование: интерактивная доска.
НОД
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой Республике мы живём?
Дети: Республика Коми.
Воспитатель: Какие города находятся на территории нашей Республики?
Дети: Вуктыл, Ухта, Печора, Усинск, Сыктывкар и т. д.
Воспитатель: Чем наша Республика отличается от других Республик?
Дети: Это северный край, который богат полезными ископаемыми, лесом, снегом, творческими людьми.
Воспитатель: А в чём может проявляться творчество людей?
Дети: Они поют, танцуют, сочиняют стихи, рисуют, выполняют поделки.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о мастерах Республики Коми и их творчестве.
А как вы думаете, а кто такие мастера и чем они занимаются?
Дети: Это люди, которые что-то мастерят, делают.
Воспитатель: Мастера – это люди, которые занимаются народным творчеством. Мастерами могут быть, как мужчины, так и женщины. Они работают с различными материалами и в разных техниках. Их работы можно увидеть в музеях, на ярмарках.
Один из видов народного творчества, с которым я вас хочу познакомить – это художественная обработка бересты.
Береста – это обработанная кора берёзы. Материал природный, гибкий, водостойкий.
Ребята, а какие виды изделий вы видите на экране?
Дети: корзины, поделки, сувениры.
Воспитатель: Посмотрите в нашем мини - музее тоже представлены изделия из бересты (лапти, корзины, солонка).
Следующий вид творчества, которым занимались мастера – это резьба по дереву.
Они сначала изготовляли изделие (игрушки, кухонная утварь, а потом вырезали на нём коми орнамент.
А какие разновидности коми орнаментов вы знаете?
Дети: Олень, чум, компас, ошейник.
Воспитатель: Также народным творчеством является плетение из лозы (ивовые прутья) и корня сосны. Это настоящий чудо-материал. Городские и сельские мастера плетут корзины, вазы, различные комплекты дачной мебели.
Во все времена творческие люди занимались фольклором. Сочиняли песни, сказки и загадки. Предлагаю вам поотгадывать коми загадки.
Загадки:
Сидит красавица в темноте,
А коса на улице.
(Морковь)
Как ни бежит,
Но задние ноги всегда обгоняют передние
(Заяц)
Над избой висит краюха хлеба,
Собаки лают, а достать не могут.
(Луна)
Сама красная, хвост длинный,
В лесу живёт.
(Лиса)
Днём на четырёх ногах ходит,
А ночью в клубке спит.
(Собака)
С длинным хвостом, чёрной головкой,
Белой грудью.
(Сорока)
Молодцы!
Воспитатель: А теперь обратите внимание на экран. Какой вид творчества представлен?
Дети: Работы из глины.
Воспитатель: Этот вид творчества называется гончарство. А что это такое? Многие из вас ходят в художественную школу и имеют представление.
Дети: Гончары – это мастера, которые работают с глиной. Они делают игрушки и обжигают их в печах, а затем покрывают красками.
Воспитатель: Молодцы! В нашем мини-музее тоже есть сувениры из глины. Народные умельцы делали не только игрушки, а также героев коми сказок (бабу Ёму, лешего и т. д.)
Викторина по коми-сказкам :
1. Кого заяц в коми-сказке просил :
- Ой, не ешь ты кур,
Не хватай цыплят,
Не терзай зверят,
Не воруй зайчат,
Не хитри, не хитри, не хитри
И не хвастайся! (лисе) («Лиса и заяц»)
2. В какой сказке у медведицы было трое медвежат? («Медвежьи няньки»)
3. О ком идёт речь? Ростом до потолка, волосы на голове седые, борода зелёная, руки, как древесные корни (леший) («Хлеб и огонь»)
4. Злая ведьма из коми-сказок? (баба Ёма)
5. В какой сказке у падчерицы моток в речку утонул? («Ёма и две девушки»)
6. Назовите героя сказки, который Аннушке подарил колечко? (Бурморт) («Колечко Бурморта»)
Молодцы!
Воспитатель: Раньше народные умельцы свои умения и навыки передавали из поколения в поколение. И до наших дней сохранился такой вид искусства, как традиционное ткачество. Это, когда женщины на ткацких станках ткали половики, полотенца, салфетки (обращаю внимание детей на экран).
Ещё народные мастерицы занимались лоскутным шитьём. Они из лоскутков ткани собирали живописные картины, которые отражали природу северного края, быт коми народа.
Дети, а у кого мамы занимаются творчеством и каким?
Дети: Вяжут крючком, спицами, вышивают, шьют игрушки.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в коми-игру «Воробей».
(дети встают в круг, выбирается воробей, которому завязывают глаза, а все остальные произносят слова:
Прилетел к нам воробей
И запел, как соловей.
- Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет, угадай.
Перед игрой вы уже сами назвали вид народного творчества, которым занимаются ваши мамы - это
узорное вязание. А какие узоры вы видите?
Дети: коми орнамент.
Воспитатель: И ещё один вид искусства – это обработка меха и замши. Этот вид искусства распространён в северных районах Республики. Изделия шьют из оленьего меха. Они очень тёплые, красивые и хорошо носятся.
Какие изделия из оленьего меха вы знаете? Какая игрушка в нашем музее выполнена из оленьего меха?
Дети: Пимы. Пера - богатырь.
Воспитатель: Итак, вот наше знакомство с народным творчеством Республики Коми завершено. А теперь предлагаю вам ответить на вопросы: кто такие мастера? С какими видами народного искусства вы сегодня познакомились? Что понравилось?
Дети:
Воспитатель: Вы все талантливы. Каждый из вас поёт, танцует, рисует
(обращаю внимание на экран).
Желаю вам стать мастерами в своём деле, а сейчас я вам хочу подарить амулеты и пригласить в мини-музей.