Кудинова Елена Владимировна
Народное творчество как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из самых сложных. По данным Л. А. Петровой «многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России» [2, с. 60]. В сложившейся обстановке в сфере политики, культурыи образованияименно на педагога детского сада возлагается особая миссия- стать одной из основополагающих фигур в формировании духовного потенциала граждан России.
Публикация «Народное творчество как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Анализ литературы по вопросам организации патриотического воспитания дошкольников позволил нам сделать акцент на нескольких способах реализации этого воспитательного направления. Одним из видов деятельности, существенно влияющим на воспитание патриотизма, является народное творчество. Оно реализуется в детском саду преимущественно в образовательнойобласти «Художественно-эстетическое развитие», в ходе аппликации, рисования, лепки, конструирования.
Организация восприятия произведений народного прикладного творчества в ходе изобразительной, музыкальной деятельности и конструирования. Очень важно, чтобы воспитатель стимулировал детей видеть, понимать, чувствовать красоту художественных образов, продукции народных промыслов, организовывал правильное духовно-нравственное восприятие народных традиций.
Основываясь на визуальных образах произведений народного искусства, можно привлекать дошкольников к составлению словесного описания народного изделия, используя «специальные» слова: матрешка, рушник, прялка и т. д. Образы декоративно-прикладного творчества воспитатель может применять при знакомстве детей со счетом, при объяснении им сущности операций сравнения, установления закономерности и последовательности. Все это не просто обеспечивает вовлечение элементов декоративно-прикладного творчества в воспитательный процесс, но и «пропитывает» саду детского сада народным духом!
В ходе патриотического воспитания дошкольников не обойтись без «приобщения детей к народному прикладному творчеству через продуктивную деятельность. В детском саду такой способ реализуется в изобразительной деятельности. Все яркое и красивое неоценимо воздействует на чувства детей. Поэтому крайне необходимо их духовное общение с декоративно-прикладным творчеством, осуществляемым не спонтанно, а целенаправленно, когда ребенок овладевает народным творчеством и получает от этого полноценное нравственное развитие» [1, с. 39].
Патриотическому воспитанию детей способствует соблюдение в детском саду культурных традиций. Культурная традиция «подводит» ребенка к границе уже освоенного и еще не освоенного, не ставшего частью коллективного опыта народа, или отдельной его группы, например, этнической общности или региона. Детям нравится использовать в повседневной деятельности народные изделия. При этом они постигают их предметное и образное многообразие. Изделия народного творчества находят свое широкое применение в быту, одежде, играх, обычаях, обладают значительным воспитательным потенциалом. Фантазия ребенка, интегрированная с уникальным разнообразием декоративно-прикладного творчества, выражается в детском рукоделии. Это, безусловно, способствует возрождению, сохранению и развитию традиций русской духовной культуры у подрастающего поколения.
В образовательную деятельность многих современных детских садов привносятся региональные народные традиции. На практике это реализуется в проведении фольклорных праздников, организации посиделок с привлечением к участию родителей, народных обрядов, основанных на обычаях календарно-земледельческих праздников данной местности (заготовка капусты, сбор урожая, первый снег и др.).
Огромное значение в воспитании патриотизма имеет организация игровой, спортивной, познавательной деятельности, развлечений по народным сюжетам. Например, можно организовать фольклорные игры, основанные на сочетании напевов с движениями («Гори, гори ясно»,«Колечко», «Дедушка Прокоп»,«Золотые ворота» и др.); подвижные игры (самые распространенные- это различные виды салок). Большим потенциалом для воспитания нравственности обладают народные игры, в которых наши предки выразили свое отношение к родной природе («Хромая ворона»,«Пчелки и ласточки»,«Заря-заряница»,«У медведя во бору», «Дедушко-медведушко» и др.).Кроме этого, в детском саду целесообразно регулярно проводить отгадывание загадок, проведение фольклорных праздников, спектаклей по отдельным видам народного искусства.
Таким образом, в качестве средства патриотического воспитания дошкольников народное творчество используется в изобразительной, музыкальной деятельности и конструировании; организуется приобщение детей к народному прикладному творчеству через продуктивную, игровую, спортивную, познавательную деятельность, развлечения по народным сюжетам; привнесение в образовательную деятельность детских садов региональных народных традиций.
Литература
1. Гусев Д. А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села //Детский сад от А до Я. –2015. –№3. –С. 34- 40.
2. Петрова Л. А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 3. – С. 50 – 65.