Наталья Петровна Заманова
Народное творчество как источник патриотического воспитания детей в летнем оздоровительном лагере
▼ Скачать + Заказать документы
Система взаимодействия с детьми в летнем оздоровительном лагере подразумевает охват множества различных сфер: с детьми идет работа сразу по нескольким направлениям. Начиная с первого дня нахождения ребенка в лагере, затрагивается и нравственное развитие, и социокультурное, и патриотическое, и общеобразовательный компонент.
Летний оздоровительный лагерь, с одной стороны, более легкий вариант полноценного классического лагеря : здесь ребенок проводит меньше времени, вечером возвращается домой, имеет больше свободного досуга. Однако такая смена все же дает много возможностей повлиять и вовлечь ребенка в отличный от привычного формат взаимодействия, увлечь чем-то новым и открыть неожиданные грани в привычных предметах.
Публикация «Народное творчество как источник патриотического воспитания детей в летнем оздоровительном лагере» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Лето
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Сейчас очень важным и востребованным для нашей страны является патриотическое воспитание, призванное сплотить и поддержать нашу Родину. И даже в городском лагере можно провести ряд мероприятий, способных вызвать эмоциональный отклик у детей. Про один из видов таких мероприятий и хотелось бы рассказать. Для многих ребят народное творчество часто представляется лишь как различные промыслы и не более, в то время как это гораздо более широкий пласт культуры. Так, например, в нашем учреждении дополнительного образования мы знакомим детей с хороводами как видом русского народного творчества.
Народный танец выражает душу народа, его обычаи, дух и темперамент. Хороводы известны как древние обрядовые круговые танцы. В них знакомились и общались, и в лагере в день открытия мы часто водим хоровод как завершение открытия лагеря. Сам танец делится на два основных вида: орнаментный и игровой.
Орнаментный хоровод больше внимания дает самому танцу, в нем важны элементы и построения, пластика, эмоциональная составляющая, в то время как сюжета практически нет. В таком виде большое значение придается четким перестроениям: из круга в восьмерку, колонну, змею, квадрат.
Игровой хоровод отражает общественную жизнь, раскрывает смысл сопровождающей песни, в нем часто присутствуют действующие лица. Многие с детства помнят хороводную игру «Бояре», где действие разворачивается в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих то подходят к другой группе, то отдаляются от нее.
В игровых хороводах много театрализации, быта (например, в танцах, посвященных выращиванию льна, мака и пр., там в танце надо и землю вспахать, и зерно посеять, и урожай собрать.
Игровые хороводы выступают и как развлечение, где сюжет разворачивается по словам песни и переходит в игру («Большая карусель», «Игра с солнцем», «Игра с платочком» и другие).
В работе лагеря используется как орнаментный, так и игровой хоровод. В хороводных построениях дети имеют возможность глубже проникнуться нашей культурой, нашим духом. Почувствовать себя частью рода, частью общества и частью чего-то большего, чем каждый сам по себе.
Таким образом, хоровод, как элемент народного творчества, помогает формированию любви к Родине, чувству сопричастности, интереса к родной культуре.
Используемая литература: Особенности работы с предметом в хороводе : методические рекомендации для преподавателей русского танца / сост. Филева Е. А. ; Иркутский областной колледж культуры. – Иркутск, 2020. – 23 с. – (Серия «Хореографическое творчество).