Папки-передвижки

Народное искусство вышивки

Светлана Виноградова
Народное искусство вышивки
▼ Скачать + Заказать документы

Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры.

Своеобразной формой народного искусства являются народные художественные промыслы. Среди множества форм художественных народных промыслов - вышивка является самым доступным и любимым. Возможность путем приложения своего труда преобразить белую ткань холста в красиво украшенную вещь всегда влекла русских женщин к вышивке, а их природные художественные данные способствовали необычайному развитию в народе этого вида искусства. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.

Темочки:

История традиционной русской вышивки

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в XIV-XVII веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Мы говорим – корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим – древо рода, родословное древо.

Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень. Культ оленя был распространен очень широко. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, – сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком – матери и дочери, рожающих все живое на земле.

Рожаницы - древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода. Почитались с позднего Каменного века (7 тыс. -4 тыс. лет до н. э.) Олицетворение женского животворящего начала и великого таинства природы. Символ женского плодородия. Рожаницы традиционно изображаются в позе рожающей женщины, в виде двух оленей, или рогатых женских фигур.

Один из распространённых сюжетов – трёхчастная композиция расположения женских фигур. Она имеет два основных варианта. На одних вышивках персонажи поднимают руки вверх, к небу, на других подчеркнуто опускают руки к земле, вниз. Поднятые вверх руки персонажей вышивки несут «идею встречи» небесной благодати. Опущенные вниз руки центральной фигуры вышивки обращены к земле, дающей урожай. Такая последовательность повторов фигуры женщины напоминает многократною молитву на урожай.

Частым сюжетом русской вышивки является конь. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла. Вернемся опять к "троице" русской народной вышивки, посередине женщина, справа или слева же от нее – кони или конники. Конники – знаки и времен года, знаки равноденствий, зимнего и летнего, которые отмечал народ праздниками и обрядами. С плодородием были связаны боги по имени опять же Род, Даждьбог, Ярило и Велес.

Символика в рисунках для вышивки

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живёт в достатке и всегда будет многочисленна. вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения.

Ромбы с продолженными сторонами и со сторонами, снабженными «гребешками» (прямыми отростками, назывались репьями. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. Наряду с «гребенчатым» в орнаменте часто использовались ромбы с «крючьями», между которыми помещались маленькие ромбики. Ромб мог обозначать землю, растение и женщину одновременно. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Исследователи видят в сюжетах архаической вышивки отражение древнего земледельческого культа славян. Отсюда графическое изображение явлений, связанных с земледелием. Зубчатая или более плавная волнистая линия в вышивках нередко являлась графическим символом воды. По ней плывут ладьи, птицы. Иногда эта линия проходит под чертой, символизирующей почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные. Вертикальная волнистая линия — это дождь.

Встречаются в вышивке и крестообразные фигуры. Круг, крест, розетки — символ огня, солнечного божества, мужского начала. Это языческие охранительные знаки. Круг мог превращаться в многогранник, ромб, квадрат. Не случайно сочетание в русской вышивке ромба и креста, ромба и розетки — это символическое соединение женского и мужского начала.

В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.

Значение цвета в вышивке

Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака.

Чаще всего в русской вышивке используются два цвета: красный и белый. Кроме этих цветов мастерицы используют золотой, а также черный (или синий).

Белый - чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.

Красный (или золотой) - цвет Солнца, oгня, цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Это мужской, сильный цвет;

Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое.

Черный - связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых людей.

Символизм цвета, как и символизм образов в русском декоративно-прикладном искусстве тесно связан с представлениями наших предков об устройстве мироздания, о месте, роли в нем человека

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения школьников к культуре Родного края НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВК КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ Народная культура является неотъемлемой.

Народное искусство в воспитании детей «Народное искусство в воспитании детей» Россия- это наша с Вами Родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо.

Сценарий досуга в подготовительной группе «Тайна вышивки» Досуг в подготовительной группе «Тайна вышивки» Оборудование: слайды или иллюстрации народной вышивки, ткань для вышивания (хлопчатобумажная.

Конспект НОД по рисованию «Народное творчество» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию на тему «Народное творчество» Старшая группа МКДОУ № 1г. Тосно Воспитатель:.

Конспект НОД «Русское народное творчество» в подготовительной группе Цель: формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества. Задачи: — формировать.

Конспект урока технологии «Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки простой крест» для 4 класса УМК «ПНШ» Класс: 4 УМК: «Перспективная начальная школа» Учебник: Рагозина Т. М, Гринева А. А., Мылова И. Б. «Технология 4 класс» Вид труда: Технология.

Лэпбук «Народное творчество»Лэпбук «Народное творчество» Работая над темой по самообразованию «Устное народное творчество с детьми дошкольного возраста» я объединила материал в лепбуке, который.

Консультация «Русское народное искусство» Приобщение дошкольников к народному искусству как основа формирования первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

Устное народное творчество в ФЭМП СЛАЙД 1 На протяжении 15 лет работаю над самообразованием по теме: «Использование наглядного материала в формировании математических представлений.

Устное народное творчество в воспитании и развитии дошкольников «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народное искусство вышивки
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 22:47
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное искусство вышивки» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Виноградова (УИ 976871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД