Галина Хабарова
Народная кукла-оберег в игре современных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Народная кукла-оберег в игре современных детей
Автор:воспитатель Хабарова Галина Николаевна, МБОУ «Корниловская СОШ», д/с «Ёлочка», П. Двинской.
Цель: Познакомить детей с историей народных кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи
Образовательные:
Темочки:
- Игры для детей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
-Познакомить детей с историей и разными видами народных кукол.
-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.
-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.
-Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук (скручивание, заматывание, завязывание узлов)
-Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, лента, видеть их красоту)
Развивающие:
-Развивать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.
-Развивать фантазию, мышление, внимание.
Воспитательные:
-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
Важным педагогическим инструментом этнопедагогигики была рукотворная, или народная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и что самое главное, ее делали родители или родные ребенка. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Через изготовление куклы девочку приобщали к труду. Она училась шить, прясть, вышивать. Постигала искусство одевания, знакомилась с традициями. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, мочала, бересты, лыка, мха. В летнее время делали кукол из растительных материалов. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал и использовать его.
Дети не знают, что такое народная, рукотворная кукла, и в большинстве своем не видели её. Вряд ли современная мама или бабушка сядет вечером мастерить куклу, она просто ее купит. Ребенок должен знать, что в них играли в детстве бабушки, познакомить с тем как ее делали. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекакет сам процесс «рождения» куклы. Игра с ней и участие ребенка в ее создании, позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детям необходимо обязательно рассказать о том, что означает каждая кукла, почему ее так называют, и когда в нее играют. На глазах детей кусочки ткани превращаются в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом поиграть в него. Такая кукла берегла человека - её так и называли оберег или берегиня.
Правила при работе:
1. Главной особенностью куклы-оберега является то, что делают ее без иголки и ножниц. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже. Если сделать куклу с использованием ножниц и иголки, жизнь у её хозяина будет «колотая» и «резаная».
2. Делали куклу из лоскутков собственной старой одежды. Ткань впитывает энергию хозяина, и сделанный из нее оберег сохраняет его силу. Кусочки ткани нужного размера тоже отрывают руками, без помощи ножниц. Иногда кукол так и называли – рванками.
3. Все эти куклы – обереги, они без лица. Безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло. Существовало поверье, что они забирают в себя все неприятности, а так как нет глаз, обратно не отдаст. Нередко куклу-оберег помещали перед входом в жилище, над дверью входной, под потолком и трижды говорили : «Повернись ко мне добром, отвернись со злом» и тогда она оберегала всю семью от различных несчастий.
4. Заниматься мастерством лучше молча, вкладывая в куклу свою энергию.
Куклы - берегини несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней. Куклами, которые оберегали людей, дом, согревали колыбельную, уносили болезни, помогали общаться с богом, не играли. Для игры делали тряпичных кукол специально. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Для каждого возраста была своя кукла. И самая первая кукла была для ребенком и оберегом и игрушкой.
Это - кукла Пеленашка. Её укладывали в пустую колыбельку, чтобы куколка «обогрела» её для малыша. Когда ребенок рождался, куколка ложилась с ним и мать над ними приговаривала: «Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с той куклой». Она в колыбельке лежала до его крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу убирали из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестом. Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу : "Ой, до чего кукленок-то хорош!"
В раннем возрасте для игры ребенку делали специально такую куклу, как «пеленашка». Ребенок мог схватить ее подержать, бросить. С ней можно было играть в дочки - матери. Заворачивать ее, пеленать, укачивать, кормить. Ее можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.
«Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники, - тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которой сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки»