Получи документы

Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры

Алена Еремкина
Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры.

Величайшая правда и простота народной игрушки,

её выразительность и целесообразность

сделали её полезной для воспитания детей.

А. Е. Флерина

Темочки:

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является духовно-нравственное воспитание, закладывание основ духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом. Личности, способной к самосовершенствованию, к гармоническому взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, в традиции.

Приобщая детей к культурным традициям своего народа, использую разные формы работы, одной из них является знакомство с народной игрушкой.

Значимость игрушки в жизни собственного ребёнка понятна всем. Да и в старину к играм крестьянских детей всегда относились с пониманием, и родители старались порадовать малыша забавной игрушкой - погремушкой, свистулькой, лошадкой, куклой. Яркие, весёлые, пёстрые деревянные и глиняные игрушки, тряпичные и соломенные куколки, сказочные птицы, солдатики, изготовленные мастерами с любовью, сразу завоевали признание и любимы детьми до сих пор. Народная игрушка не только радует глаз, поднимает настроение, раскрывает мир весёлого праздника. Народная игрушка – прекрасный дидактический материал для педагога по развитию познавательной сферы детей, развитию связной речи, воспитанию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую ценность духовной культуры народа, понять и оценить вклад своего народа в сокровищницу общечеловеческой культуры.

Целью моей работы является воспитание духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой.

На первом этапе решала задачу формирования интереса к народной игрушке, проявления эмоциональной отзывчивости, чувства радости от встречи с ней. Это обуславливает и своеобразное применение таких методических приёмов, как создание игровых и сюрпризных моментов.

Я хочу поделиться опытом работы по реализации проекта с детьми среднего возраста «Русская матрешка».

Как возникла идея реализовать данный проект? В осенний период нашим коллективом был разработан проект в рамках смотра-конкурса, назывался он «Мини-музей в группе».

В рамках реализации этого проекта я создала в своей группе мини-музей «Русская матрешка», которые привлекали внимание детей своими яркими сарафанами, платками. Каждый день дети с удовольствием любовались матрешками, играли с ними. Интерес к народной игрушке был очевиден, так возникла идея реализовать данный проект.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Матрешка таит в себе широкий потенциал для развития ребенка. Она способна вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному и творческому развитию детей.

Проект был, среднесрочный. (октябрь, ноябрь).

Определяя работу над проектом, я ставила перед собой цели:

Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

Задачи для детей :

- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;

- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;

- научить видеть необычное в обычном;

- учить получать радость от увиденного;

- освоить некоторые художественные элементы;

- содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

- вызывать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

В результате реализации проекта я предполагала, что у детей будут сформированы представления о русской народной игрушке, повысится заинтересованность и желание использовать ее в свободной деятельности. А также дети смогут проявить свои познавательные и творческие способности.

На подготовительном этапе создала мини - музей «Русской матрешки», в котором разместила не только матрешек различных размеров и расцветки, но и матрешек созданных из разного материала и для разного использования. Мною также были подобраны рассказы, стихи, потешки, загадки по теме, сделаны дидактические игры, альбомы для рассматривания, игровые задания. Были подобраны аудиозаписи песенок и танцев, так была создана развивающая среда в группе по теме проекта.

В ходе реализации основного этапа моего проекта, с детьми были проведены беседы «Откуда появилась матрешка», «Знакомство с русской матрешкой», «Из чего сделана матрешка».

Рассматривали альбом «Русская матрешка», смотрели мультфильм «Секрет матрёшки» и др., с целью обогатить представления детей о народной игрушке, развить их интерес к ней. В свободное время знакомила детей с потешками и стишками «Цветастое платье – румяные щечки», «Как у нашей у матрешки», Л. Некрасов «Мы веселые матрешки», В. Берестов «Матрешкина потешка», В. Приходько «Матрешка на окошке» и другие, что способствовало развитию речи детей – ребята с удовольствием повторяли за мной понравившиеся им фразы и предложения.

В самостоятельном художественном творчестве у детей развивались навыки раскрашивания матрешек. Дети учились подбирать цвета и аккуратно раскрашивать Матрешек. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

Украшать сарафаны яркими деталями, дети учились с помощью простых элементов лепки из пластилина: колбаски, улиточки, шарики. Это огромная возможность для детей пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Вот такая нарядная получилась у нас матрешка.

В НОД, по аппликации, «Детская авторская матрёшка». Дети учились располагать узор из готовых и резаных форм в пределах неправильной формы (силуэт матрешки, по-разному сочетая элементы по цвету. Продолжали знакомиться с народной игрушкой. Закрепляли названия геометрических форм, учились преобразовывать их, разрезая на две части.

По развитию речи «Матрешки-затейницы» (ознакомление с малыми фольклорными жанрам с элементами рисования)

Познакомила детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки, прибаутки, чистоговорки, пословицы. Обогатила словарь детей за счёт понятий : загадка, считалка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица. Формировала умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах. Развивала умение понимать образный смысл фольклорных произведений. Развивала память, чувство юмора, мелкую и общую моторику. Воспитывала интерес к устному народному творчеству.

В ходе образовательной деятельности по конструированию «Домик для Матрешки» я старалась развивать у детей конструктивные навыки при постройке дома, вместе анализировать готовую постройку: получился ли домик, уютно ли в нем матрешке. Закрепляла умение правильно называть знакомые детали.

Очень важно, чтобы процесс обучения и развития детей был интегрированным, то есть соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополнение друг друга.

Дидактические игры, которые я сделала для детей «Собери матрешку», «Подбери пару» способствовали развитию у детей умения сравнивать предметы, составлять целый предмет из частей, подбирать правильные геометрические фигуры по цвету.

Такие игры, как «Путешествие матрёшек», упражняли в сравнении количества предметов, в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами (елочка высокая, куст низкий). Совершенствовали умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под. Д/и «Больше - меньше», упражняла детей в различении, сравнении величины матрешек (больше - меньше, одинаковые, воспитывала внимание, наблюдательность, а также активизировался словарный запас.

Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Главная наша цель — активность детей, эмоциональность. Включая детям в свободное время уже знакомые музыкальные произведения, они с удовольствием принимали на себя роль матрешек, брали в руки платочки, плясали и водили хороводы. Очень нравилось ребятам выполнять музыкально – ритмические движения и петь песенку «Мы веселые Матрешки», «Мы Матрёшки-крошки», они старательно согласовывали свои движения с текстом песни.

Мини-музей «Русская матрёшка» находился в доступном для детей месте и поэтому в течение всего дня они могли взять их посмотреть, поиграть, покатать на машине. С удовольствием ребята раскрашивают матрешек цветными карандашами, и играют уже в знакомые дидактические игры, во время которых развивается умения взаимодействовать друг с другом.

Особым успехом у детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Дети очень любят участвовать в театрализованных представлениях. Сначала во время исполнении сказки при помощи сказочных Матрешек «Репка» и «Теремок» я рассказывала всю сказку сама, а дети, каждый манипулируя матрешками исполняли свою роль. Затем, дети уже сами хотели озвучивать свои роли, что несомненно способствовало развитию их речи, расширению словарного запаса.

Итогом нашего проекта стало развлечение «В гостях у Матрёшки», где дети читали стихи, танцевали, играли, мальчики старались завязать платочек девочке, как у матрёшки.

К работе привлекла и родителей. Они приносили изделия с изображением матрёшек в «Мини-музей», которые имеются у них дома и используются в быту и игрушку матрёшку, из разных материалов. Таким образом, привлекла интерес и внимание родителей, предлагая им создать коллекцию народной игрушки матрёшки, в группе.

Для родителей была проведена консультация «Как играть с матрешкой».

В заключении хочется отметить, что вся проделанная работа способствовала актуализации представления детей о народно-прикладном искусстве России, способствовало воспитанию любви к русской народной игрушке – матрёшке.

Во время проекта отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами матрешек, выполнение творческих заданий, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

Интеграция образовательных областей позволила мне творчески подойти к реализации данного проекта и решить большое количество задач.

Итак, в ходе проекта дети узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.

Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 08:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Алена Еремкина (УИ 2191716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД