Татьяна Петрова
Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря дошкольников с ОНР.
Ни для кого не секрет, что при обследовании детей с ОНР выявляется очень низкий уровень развития глагольного словаря, дети затрудняются употреблять в самостоятельной речи глаголы совершенного и несовершенного вида, путают между собой похожие глаголы (шьет, вяжет, вышивает) и т. д.
Публикация «Направления работы воспитателя по формированию глагольного словаря у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Основным направлением в проведении коррекционной работы является коррекционно – воспитательная работа, проводимая педагогами дошкольного образования. Это направление является важным потому, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых навыков и умений, приобретаемых детьми, под руководством логопеда. Таким образом, цель работы воспитателей – закрепление навыков и умений по формированию глагольного словаря, которые дети получают на логопедических занятиях. Решению этой цели подчиняются следующие задачи:
Формирование у детей доступного, необходимого их пониманию объема знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях;
Способствовать развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря глаголов, уточнению значений слов;
Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, совершенствование навыков общения;
Закрепление навыков пользования доступной активной самостоятельной речью.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
При изучении каждой новой темы совместно с логопедом намечается тот словарный минимум, который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи.
Материал, изучаемый детьми под руководством логопеда, воспитатель закрепляет в условиях естественной коммуникации воспитанников (на занятиях, во время режимных процессов).
Итак, рассмотрим, как можно пользовать общеобразовательные занятия для закрепления глагольного словаря.
Приучаясь сопровождать речью выполняемые на занятиях действия, дошкольники с ОНР на математических занятиях используют такие глаголы как : считаю – считаем, составляю – составляем, добавляю – добавляем. Помимо этого закрепляются грамматические категории глагола : ед. и мн. ч наст. времени. Это можно проследить на материале «Наш детский сад», когда дети упражняются в употреблении глаголов : спит – спят, играет – играют, ходит – ходят, моет – моют и т. д.
Подводя итоги занятия, и привлекая к участию в этом детей, воспитатель с помощью вопросов : «Что вы делали на занятии? Какое задание ты выполнял?», подводит детей к использованию в ответах глаголов ед. и мн. ч прш. вр. (делал – делали, узнал – узнали и т. д.)
на занятиях по изодеятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями действий, которые он производит с предметами. В продуктивной деятельности слова – действия усваиваются намного быстрее и легче, так как есть возможность связать непосредственно выполняемые действия со словом. Например : взял карандаш, прижал салфетку, веду линию, рисую мяч и т. д.
следует отметить, что например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: режет, обрезает, вырезает, разрезает и т. д., естественно повтор за воспитателем детьми.
На каждом занятии необходимо побуждать детей, сопровождать не только свои, но и действия других детей речью. Например : «Сережа берет ножницы», «Витя уже взял ножницы». Побуждающим моментом будет вопрос воспитателя.
Большое влияние на развитие словаря детей оказывают литературные произведения, поэтому во время ознакомления с произведениями тоже можно закреплять глагольный словарь. Для этого подбираются рассказы, стихи в которых есть знакомые детям слова – действия. После прочтения произведения воспитателем дети должны назвать действия, которые они услышали.
Например, потешка:
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
Можно не только назвать действие, но и подобрать к нему ряд существительных. Например, блестели- что еще может блестеть? (снег на солнце, звезда и т. д).
Все рассмотренные примеры позволяют говорить о том, что общеобразовательные занятия оказывают большую помощь в закреплении и уточнении глагольного словаря.
Помимо этого большая часть лексического материала может успешно закрепляться во время режимных процессов.
Так, в соответствии с целями логопедической работы сначала проведение режимных моментов необходимо организовать так, чтобы он способствовал
Развитию понимания детьми обращенной к ним речи и способствовал закреплению их навыков, связанных с :
Применением изученных на практическом уровне приемов словообразования и словоизменения глаголов с приставками;
Составление словосочетания, простых предложений по реальным действиям, вопросам, картинкам;
Затем, учитывая возрастание речевых возможностей детей, в режимные моменты вводят различные формы лексического материала. В ходе данных заданий дети постепенно приучаются использовать, как можно больше глаголов при описании выполняемых действий (я одеваю куртку, я снимаю куртку и т. д.)
В процессе одного режимного процесса можно сочетать решение коррекционных задач разного типа. Например, выполняя обязанности дежурных по столовой, дети приучаются последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции воспитателя, называть их, а также упражняться в правильном употреблении лексики связанной с понятием «посуда» и ее виды.
В повседневной жизни детей закрепляются и уточняются различные грамматические формы глаголов, значение и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
Значительное место в процессе фронтальной словарной работы отводится расширению запаса активной и пассивной лексики, тренировке детей в употреблении различных средств словообразования. Уточняя значение известных детям слов, необходимо содействовать более глубокому пониманию дошкольниками слов, близких и противоположных по значению, стимулировать употребление глаголов.
Например, во время работы на участке воспитатель с помощью пояснений, указаний, а также сопровождая речью производимые им действия, приучает воспитанников четко различать глаголы совершенного и несовершенного вида (поливает – полил; собирает – собрал, определять по действию число предметов (растет – растут, их род (собрал – собрала). Задавая вопросы воспитатель побуждает детей к использованию глаголов, обозначающих действия, близкие по смыслу (наливает, выливает, поливает и т. д).
Помимо этого в ходе подготовки к занятиям, дежурства по столовой и уголку природы воспитатель побуждает детей к называнию выполняемых действий, что также способствует развитию умения составлять простые предложения, а затем и связные высказывания о проделанной работе.
При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основой для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию
имеющихся у детей речевых навыков.
Таким образом, рассмотрев направления работы воспитателя можно сказать, что во время режимных моментов и занятий воспитателем создается практическая база для активной отработки необходимого словаря сначала на уровне понимания, а затем и употребления.