Екатерина Суворова
Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников.
Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А. Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, М. Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе.
Публикация «Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах
Коррекция нарушенного произношения у детей проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.
В настоящее время традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения :
I этап - подготовительный, цель которого – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и произношению звуков;
II этап - формирование первичных произносительных умений и навыков, цель которого – постановка, автоматизация и дифференциация звуков);
III этап - формирование коммуникативных умений и навыков, цель которого – формирование у детей умения и навыков правильного употребления звуков в различных ситуациях речевого общения.
Остановимся подробно на подготовительном этапе коррекционного воздействия. Этот этап имеет основополагающее значение. Особенно важно провести тщательную работу на данном этапе, если у ребёнка имеется дизартрия, а также замены и смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству.
Подготовительный этап предполагает подготовку речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков.
На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям :
1) формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (с помощью логопедического массажа; с помощью приёмов артикуляционной гимнастики);
2) формирование направленной воздушной струи;
3) отработка опорных звуков;
4) развитие мелкой моторики рук (с помощью пальчиковой гимнастики; с помощью массажа рук; с помощью самомассажа пальцев рук; с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т. д.);
5) Развитие фонематических процессов.
Рассмотрим более подробно каждое из направлений подготовительного этапа.
Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Традиционно перед проведением артикуляционной гимнастики с детьми в игровой форме изучаются все органы артикуляции. Обычно используются «Сказки о веселом Язычке. Домик Язычка». С помощью наводящих вопросов ребёнок определит, что делают его губы, язычок, где он находится (вверху, внизу, какой он (широкий или узкий). Это даст ему возможность сделать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям. Затем проводится непосредственно артикуляционная гимнастика – система упражнений, направленная на совершенствование движений артикуляционных органов, а также на формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного звука. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определённые положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит
При проведении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие рекомендации:
артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики — не более 5-7 минут;
артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено;
ребёнок должен хорошо видеть, как лицо взрослого, так и свое лицо, т. е. ребёнок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом, что позволит контролировать правильность выполнения упражнений;
сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих, свистящих, сонорных и других звуков;
каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических упражнения;
каждое упражнение выполняется по 3-4 раза;
статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;
гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое называние, например : «Грибок», «Чашечка»;
при проведении артикуляционной гимнастики используется наглядный материал.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения.
Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты.)
Существуют различные комплексы артикуляционной гимнастики:
I. Общий (основной) комплекс артикуляционной гимнастики.
II. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.
III. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
IV. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [л], [л’].
V. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [р], [р’].
VI. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки передне-язычных звуков.
VII. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки задне-язычных звуков.
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.
Воздушная струя является генератором звука и её дефицит (слабость) влияет на произношение особенно переднеязычных, щелевых (свистящих, шипящих) и вибрантов:
- необходимо научить ребёнка управлять своим дыханием;
- дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох;
- вырабатывать воздушную струю разной силы и длительности;
- работать над удлинением ротового выдоха.
УПРАЖНЕНИЯ.
• вдох – выдох через рот;
• вдох– выдох через нос;
• вдох через нос, выдох через рот ( полезны упражнения с визуализацией: выдувать пузыри через трубочку в воду; мыльные пузыри; дидактические игры «Дождики», «Бабочки»)
для увеличения длины ротового выдоха можно произносить цепочки гласных, дни недели, считать и т. д. В процессе дыхательных упражнений ребёнок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали, упражнения
Отработка опорных звуков - это работа над звуками, которые произносятся правильно, при том, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука. Данный вид работы включает в себя уточнение артикуляции опорного звука, утрированное произнесение его в изолированном виде, а также в слогах, словах и фразах. В дальнейшем опорные звуки используются как отправная точка при постановке нарушенного звука.
Отрабатывая опорные звуки, уже на подготовительном этапе можно добиться их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; ребёнок учится выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение».
Одновременно ведётся работа по развитию мелкой моторики рук:
- с использованием комплекса пальчиковой гимнастики. При выполнении ритмичных движений кистями и пальцами рук усиливается согласованная деятельность лобных и височных зон.
- с помощью настольных игр «Мозаика», «Конструктор», выполнение аппликаций.
Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребёнка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Ещё одним из видов работы с детьми на подготовительном этапе является развитие фонематического слуха - умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребёнку возможность слушать правильный образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом можно направить его слуховое внимание на эти звуки, показать разницу в их звучании и выработать стимул для преодоления нарушения.
Формирование фонематического слуха происходит поэтапно. На первом этапе детей учат узнавать и различать неречевые звуки. На втором этапе - различать высоту, силу, тембр, голоса на материале одинаковых звуков. На третьем этапе - различать слова близкие по своему звуковому составу слогов, фонем. На четвёртом этапе - развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что способствует приобретению умения дифференцировать фонемы.
Игровые упражнения, направленных на формирование умения узнавать и различать неречевые звуки.
«Что слышно»
Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.
Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т. д.).
«Угадай, что это»
Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
Оборудование: ширма, различные предметы.
Содержание: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например, звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.
«Повтори»
Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.
Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например, один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребёнок должен запомнить и повторить предложенную серию.
«Колокольчик»
Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.
Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.
Вывод.
Работа по всем направлениям подготовительного этапа способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке, и автоматизации нарушенного звука.
Спасибо за внимание.