Папки-передвижки

Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет

Екатерина Суворова
Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников.

Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А. Н. Гвоздев, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, М. Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе.

Публикация «Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах

Коррекция нарушенного произношения у детей проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф. Ф. Рау выделяет 2 этапа, О. В. Правдина и О. А. Токарева – 3 этапа, М. Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

В настоящее время традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения :

I этап - подготовительный, цель которого – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и произношению звуков;

II этап - формирование первичных произносительных умений и навыков, цель которого – постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

III этап - формирование коммуникативных умений и навыков, цель которого – формирование у детей умения и навыков правильного употребления звуков в различных ситуациях речевого общения.

Остановимся подробно на подготовительном этапе коррекционного воздействия. Этот этап имеет основополагающее значение. Особенно важно провести тщательную работу на данном этапе, если у ребёнка имеется дизартрия, а также замены и смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству.

Подготовительный этап предполагает подготовку речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков.

На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям :

1) формирование точных движений органов артикуляционного аппарата (с помощью логопедического массажа; с помощью приёмов артикуляционной гимнастики);

2) формирование направленной воздушной струи;

3) отработка опорных звуков;

4) развитие мелкой моторики рук (с помощью пальчиковой гимнастики; с помощью массажа рук; с помощью самомассажа пальцев рук; с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т. д.);

5) Развитие фонематических процессов.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений подготовительного этапа.

Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Традиционно перед проведением артикуляционной гимнастики с детьми в игровой форме изучаются все органы артикуляции. Обычно используются «Сказки о веселом Язычке. Домик Язычка». С помощью наводящих вопросов ребёнок определит, что делают его губы, язычок, где он находится (вверху, внизу, какой он (широкий или узкий). Это даст ему возможность сделать свои первые «открытия», вызовет интерес к упражнениям. Затем проводится непосредственно артикуляционная гимнастика – система упражнений, направленная на совершенствование движений артикуляционных органов, а также на формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного звука. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определённые положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит

При проведении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие рекомендации:

артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики — не более 5-7 минут;

артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено;

ребёнок должен хорошо видеть, как лицо взрослого, так и свое лицо, т. е. ребёнок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом, что позволит контролировать правильность выполнения упражнений;

сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих, свистящих, сонорных и других звуков;

каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических упражнения;

каждое упражнение выполняется по 3-4 раза;

статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;

гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое называние, например : «Грибок», «Чашечка»;

при проведении артикуляционной гимнастики используется наглядный материал.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения.

Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты.)

Существуют различные комплексы артикуляционной гимнастики:

I. Общий (основной) комплекс артикуляционной гимнастики.

II. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.

III. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

IV. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [л], [л’].

V. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков [р], [р’].

VI. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки передне-язычных звуков.

VII. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки задне-язычных звуков.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

Воздушная струя является генератором звука и её дефицит (слабость) влияет на произношение особенно переднеязычных, щелевых (свистящих, шипящих) и вибрантов:

- необходимо научить ребёнка управлять своим дыханием;

- дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох;

- вырабатывать воздушную струю разной силы и длительности;

- работать над удлинением ротового выдоха.

УПРАЖНЕНИЯ.

• вдох – выдох через рот;

• вдох– выдох через нос;

• вдох через нос, выдох через рот ( полезны упражнения с визуализацией: выдувать пузыри через трубочку в воду; мыльные пузыри; дидактические игры «Дождики», «Бабочки»)

для увеличения длины ротового выдоха можно произносить цепочки гласных, дни недели, считать и т. д. В процессе дыхательных упражнений ребёнок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали, упражнения

Отработка опорных звуков - это работа над звуками, которые произносятся правильно, при том, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука. Данный вид работы включает в себя уточнение артикуляции опорного звука, утрированное произнесение его в изолированном виде, а также в слогах, словах и фразах. В дальнейшем опорные звуки используются как отправная точка при постановке нарушенного звука.

Отрабатывая опорные звуки, уже на подготовительном этапе можно добиться их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; ребёнок учится выделять опорный звук в слогах, в словах, фразах, что развивает его фонематический слух, даёт практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение».

Одновременно ведётся работа по развитию мелкой моторики рук:

- с использованием комплекса пальчиковой гимнастики. При выполнении ритмичных движений кистями и пальцами рук усиливается согласованная деятельность лобных и височных зон.

- с помощью настольных игр «Мозаика», «Конструктор», выполнение аппликаций.

Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребёнка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Ещё одним из видов работы с детьми на подготовительном этапе является развитие фонематического слуха - умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребёнку возможность слушать правильный образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом можно направить его слуховое внимание на эти звуки, показать разницу в их звучании и выработать стимул для преодоления нарушения.

Формирование фонематического слуха происходит поэтапно. На первом этапе детей учат узнавать и различать неречевые звуки. На втором этапе - различать высоту, силу, тембр, голоса на материале одинаковых звуков. На третьем этапе - различать слова близкие по своему звуковому составу слогов, фонем. На четвёртом этапе - развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что способствует приобретению умения дифференцировать фонемы.

Игровые упражнения, направленных на формирование умения узнавать и различать неречевые звуки.

«Что слышно»

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребёнок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т. д.).

«Угадай, что это»

Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

Содержание: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например, звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

«Повтори»

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например, один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребёнок должен запомнить и повторить предложенную серию.

«Колокольчик»

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.

Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

Вывод.

Работа по всем направлениям подготовительного этапа способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке, и автоматизации нарушенного звука.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУАнализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.

Деятельность и направления работы детского дизайнерского клуба в детском саду Подготовила : Бокунова Татьяна Викторовна,воспитатель структурного подразделения МБОУ БГО СОШ №13 В настоящее время детский дизайн, это.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Интегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНРИнтегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНР Уважаемые коллеги, разрешите поделиться своим опытом работы с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. В нашем детском саду работает система.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 19:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления работы на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Суворова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД