Ушакова Анна Сергеевна
Направления применения преемственности дошкольного и начального образования в практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Успешность воспитания и обучения детей в детском саду обеспечивается интеграцией деятельности администрации детского сада, педагогического коллектива, родительской общественности и иными общественными организациями, принимающими участие в процессе воспитания и обучения детей. Взаимодействие школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
С целью повышения эффективности преемственности дошкольного и начального образования педагогическому коллективу можно рекомендовать поддерживать связь с учителями школ, в которые поступают воспитанники. Совместная работа со школой способствует:
- снятию стресса у будущих первоклассников;
- сокращается адаптационный период ребенка в школе;
- у воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;
- учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Работу в подготовительных группах с детьми, родителями и педагогами можно рекомендовать отражать в проектной деятельности на протяжении учебного года. В качестве примера можно предложить проект «Скоро в школу мы пойдём».
Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи:
-знакомство детей со школой и профессией учителя;
-создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
-разработка сценариев экскурсий с детьми в школу, родительских собраний, семинаров.
-разработка плана деятельности по преемственности со школой.
Участники проекта: дети, их родители, воспитатели подготовительной группы.
Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года).
Реализация проекта «Скоро в школу мы пойдём» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:
-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;
-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);
-единства содержания форм и методов работы;
-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;
-сотрудничества детей, педагогов и родителей;
-доступности;
-системности и последовательности.
Результат:
-приведение в систему работы по данной проблеме;
-повышение компетентности педагогов в вопросах успешной адаптации детей к школе;
-использование разнообразных форм работы с воспитанниками, их родителями и педагогами по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
План мероприятий реализации проекта «Скоро в школу мы пойдём» может иметь следующий вид.
Педагоги дошкольного учреждения :
Разработка «Программы педагогического сопровождения формирования мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста».
Разработка плана работы по преемственности между ДОО и СОШ.
Консультация «Принципы и формы организации занятий по подготовке к школе».
Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста».
Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группе
Педагогический совет на тему: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием».
Консультация «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».
Дети выпускных групп:
Экскурсия детей в школу на торжественную линейку.
Экскурсия в школу (посещение детьми класса и других помещений школы с целью ознакомления.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Выставка рисунков «Школа»
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Дидактическая игра «Собери портфель», «Первоклассник».
Праздник «До свидания, детский сад».
Мониторинг школьно-значимых функций
Совместная выставка рисунков старших дошкольников и первоклассников «Мамин праздник», «Защитники Отечества»
«Зимние игры и забавы» на площадке детского сада с участие дошкольников и учеников начальной школы.
Родители:
Разработка плана работы с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Консультация «Мотивационная готовность ребёнка к школе».
Консультация «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде».
Консультация «Как современные родители представляют себе «портрет первоклассника».
Консультация «Как современные родители понимают готовность ребёнка к школе».
Рекомендации для родителей «Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу».
Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников», «Школьное обучение - этап в жизни ребёнка».
День открытых дверей.
Анкетирование родителей «Ваш ребёнок будущий первоклассник».
Родительское собрание «Переход ребёнка - дошкольника из сада в школу».
Памятки для родителей: «Играем - память, внимание, мышление развиваем»,
«Готовность к школе – интеллектуальная!»
«К обучению готов!»
«Развиваем память и учебную мотивацию»
«Внимание! Мышление!»
«Формируем кругозор ребёнка»
«Развиваем память! Учимся считать!»
«Играем и речь развиваем!»
«Готовимся к школе»
Педагогу-психологу (воспитателю) можно рекомендовать проведение консультации на примере «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста».
Дело в том, что психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимание взрослых. Между тем поступление ребёнка в школу полностью перестраивает жизнь ребёнка.
В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных её проявлений – повышенный уровень тревожности.
Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.
При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7-8 годам можно говорить об определённом эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребёнка к школе.
Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.
К моменту поступления, а школу ребёнок должен иметь представление о том, что его ждёт, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребёнок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и своё отношение к школьному обучению.
К 7 годам почти половина детей, особенно мальчиков, психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребёнка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только понятны, но и прочувствованы ими. С этой целью в занятия включаются беседы о школе, чтение коррекционных сказок, экспрессионные этюды, развивающие, пальчиковые игры. Экспрессивные этюды вводятся для развития экспрессивной грамотности детей, умения понимать эмоции других людей и развития собственных средств выразительности.
Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Через сказки (М. А. Панфилова «Лесная школа», О. В. Хухлаева «Сказка о котёнке Маше», Н. П. Слободяник «Памси») происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми, уступать в одних обстоятельствах, и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым условиям.
В предлагаемом цикле занятий «На пороге школы», который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6-7 лет.
Основные цели занятий:
- ввести ребёнка в школьную жизнь через сказку;
- помочь ребёнку выстроить модель возможных отношений с учителем, одноклассниками в новой жизненной ситуации;
- опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения;
- создать в деятельности ребёнка модели учебно-воспитательной сферы.
Основные задачи занятий:
- формирование положительного отношения к школе;
- тренировка положительной школьной учебной мотивации;
- предупреждение и снятие страха перед школой;
- создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника».
Занятия проводятся в кабинете психолога 1 раз в неделю. Их длительность 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием.
Также целесообразна организация педагогического совета на тему: «Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
В план работы по преемственности дошкольного учреждения и школы должно входить следующее.
Содержание совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и учителей школы
- Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков).
- Участие в «круглых столах», мини - педагогических советах.
- Взаимное консультирование.
- Изучение основной программы дошкольного учреждения и программ 1-го класса школы.
Содержание работы по ознакомлению детей со школой
- Экскурсия к зданию школы (сентябрь);
- Экскурсия в библиотеку школы.
- Беседа о школе.
- Беседа о профессии учителя (октябрь);
- Чтение и рассказывание стихов о школе.
- Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь (ноябрь);
- Изобразительная деятельность на тему школы (по замыслу детей);
- Выставка детских работ «Что я знаю о школе».
- Сюжетно-ролевая игра «В школу».
- Словесные и дидактические игры школьной тематики.
- Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
- Вечер загадок «Скоро в школу».
- Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» (в течение года) .
- «Математический КВН».
- Экскурсия в спортивный зал школы
декабрь
- «Спортивная олимпиада».
- Экскурсия в класс, встреча с первоклассниками.
- Посещение праздника «Прощание с букварём».
- Экскурсия в актовый зал школы (январь).
Содержание работы по взаимодействию с родителями
- Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе» (сентябрь).
- Родительское собрание «Скоро в школу» (ноябрь).
- Консультация «Леворукий ребёнок» (январь).
- Консультация «Готовим руку к письму» (февраль).
- Индивидуальное консультирование родителей (в течении года).
Мониторинг школьно-значимых функций.
Список использованной литературы
1. Арапова Н. О. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ// Дошкольное воспитание. 2010. № 1
2. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 2016 - № 2
3. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе. Тула, 2017
4. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 2013. - № 5
5. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21
6. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М. ; АРКТИ, 2016
7. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М. : Линка — Пресс, 2014
8. Должикова Р. А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов. – М. : Знание, 2016
9. Новоселова С. Ю. Качество образования как важнейший приоритет в развитии управления общеобразовательными учреждениями и организациями // Информатика и образование. – 2011. - №11