Елена Никитина
«Создание информационно-образовательного пространства ОУ». Работа по развитию познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Никитина Елена Владимировна
воспитатель
МДОУ Двуреченский детский сад
Пермского района
Работа воспитателя по развитию познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Основная цель дошкольного воспитания дать каждому ребенку базовое образование, дать основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание). Для реализации данной цели, в условиях нашего дошкольного учреждения, создаются все условия. Формируется соответствующая предметно - развивающая среда, дети включаются в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность с педагогом и т. д. Но, зачастую, все это протекает слишком формально, по расписанию. Я считаю, что основной причиной этого является не сформированная и не развитая познавательная активность детей.
Публикация «„Создание информационно-образовательного пространства ОУ“, Работа по развитию познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Дети познают окружающий мир постоянно и непрерывно. Но, в последнее время, учитывая особенности современного ритма жизни, дети теряют интерес к окружающему миру. Их больше волнуют компьютер, телевизор. Формируется потребительское отношение к жизни в целом. А ведь именно интерес является определяющим фактором в процессе овладения знаниями. Многие педагоги подчеркивают первостепенное значение интереса в обучении. Интерес – это форма проявления познавательных потребностей. А познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Поэтому, на мой взгляд, в дошкольном детстве, необходимо отдать предпочтение формированию и развитию познавательной активности. Так как именно благодаря этому формируются предпосылки учебной деятельности.
Из различных средств развития познавательной активности, наиболее эффективным, по - моему мнению, является экспериментальная деятельность, которая является одним из видов форм организации педагогической работы.
Исходя из вышесказанного, я определила основную цель своей работы - сформировать первоначальные сведения детей о предметах, явлениях окружающего мира в процессе экспериментирования.
Исходя из этого, я выделила следующие задачи:
- познакомить детей с экспериментированием как видом деятельности;
- отработать с детьми последовательность проведения эксперимента (цель, предметные действия, результат);
- внедрить алгоритм поисковой деятельности (цель, гипотеза, эксперимент, обработка результатов, вывод);
- научить детей анализировать, рассуждать, делать умозаключения на материале эксперимента;
- научить детей самостоятельно проводить простейшие опыты.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, я выделила основные факторы, с учетом которых должна разрабатываться и использоваться экспериментальная деятельность:
- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
- доступность содержания;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
- обеспечение «культурной практики» детей в эксперименте;
- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- соблюдение темпа и времени проведения экспериментов в педагогическом процессе;
- постепенное усложнение экспериментов;
- цикличность организации экспериментальной деятельности.
Для того, чтобы определить уровень развития познавательной активности детей, мной была проведена начальная диагностика в двух группах – экспериментальной (9 человек) и контрольной (9 человек). Я использовала методику «Дерево желаний» В. С. Юркевич.
Результаты диагностики показали следующий уровень развития познавательной активности : в экспериментальной группе детей с высоким уровнем – 11,2%, со средним – 22,2%, низким – 66,6%; в контрольной группе детей с высоким уровнем 11,2%, со средним – 44,4%, с низким – 44,4%. (Приложение 1)
В экспериментальной группе мной была проведена работа по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей 5-6 лет». В практической работе, по развитию познавательной активности, я использовала различные методы и приемы, такие как:
- наблюдение;
- экспериментирование;
- моделирование
- проблемная ситуация;
- проблемная задача;
- метод проб и ошибок.
Также использовала различные способы организации деятельности:
- малые группы;
- индивидуальная работа.
Для детей были изготовлены модели-схемы опытов. (Приложение 2)
Совместную деятельность с детьми проводилась один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 20-25 минут.
В рамках недели экспериментальной деятельности мной была проведена совместная опытно-экспериментальная деятельность на тему «Занимательный мир астрономии». (Приложение 3)
Я принимала участие в работе проблемной группы воспитателей ДОУ на тему «Развитие творческих способностей детей» в декабре 2012г. Мной была показана совместная деятельность на тему «Развитие творческих способностей в совместной деятельности воспитателя и детей в процессе экспериментирования». (Приложение 4)
Мной велась работа, в том числе и с родителями. Для них была изготовлена памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; оформлены папки-передвижки «Эксперименты с воздухом», «Эксперименты с водой», «Эксперименты с огнем»; оформлена фотовыставка «Мы исследователи». (Приложение 5)
Для педагогов я оформила картотеку экспериментов и провела консультацию на тему «Клуб любопытных и любознательных». (Приложение 6)
Для оценки результативности моей деятельности и выявления уровня развития познавательной активности, была проведена итоговая диагностика, которая показала следующие результаты: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития познавательной активности – 55,6% (было 11,2%, средним - 44,4% (было 22,2%, низкий уровень – отсутствует (было 66,6%); в контрольной группе детей с высоким уровнем развития познавательной активности – 22,2% (было 11,2%, со средним – 55,6% (было 44,4%, с низким уровнем развития – 22,2% (было 44,4%). (Приложение 1)
По результатам итоговой диагностики видно, что в экспериментальной группе показатели лучше, чем в контрольной. Изменения заметны и в поведении детей. Если в начале года дети больше играли в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Магазин», «Гараж» и т. д., то в конце года любимой сюжетно-ролевой игрой детей стала «Школа», «Детский сад». На прогулки дети берут с собой лупы, измерительные приборы (линейки, сантиметры, рулетки, баночки для сбора образцов и т. д. Дети стали задавать больше вопросов, их интересуют взаимосвязи всего живого и неживого в природе.
Практика показала, что экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной активности детей, и, как следствие, пробуждает их интерес, что является основной развития предпосылок учебной деятельности.
В дальнейшем мной планируется продолжение работы по экспериментированию с детьми, в перспективе дети будут сами разрабатывать модели-схемы опытов, сами выбирать тему экспериментирования (в рамках развития организационных способностей). Также планируется совместный с родителями долгосрочный проект «Посади семечко».