Варвара Шагаева
Наказания и поощрения
▼ Скачать + Заказать документы
Наказания и поощрения – тема, которая очень волнует педагогов и родителей. Воспитание ребё нка складывается не только из положительных аспектов: одобрение, похвала, поощрение, но и из отрицательных: порицание, запрет, наказание. Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами управления воспитательным процессом. Наказывать или нет ребёнка? Если «да», то как? Поощрять ли его?
Публикация «Наказания и поощрения» размещена в разделах
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, осознал свою вину, раскаялся, пожелал исправиться, не повторять своих дурных ошибок в будущем. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребёнка способствуют снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, возникшее у ребёнка в результате проступка. Наказывая ребёнка, необходимо помнить, что он испытывает вину, раскаяние и беспокойство. Именно от того, какие эмоции испытывает ребёнок в момент наказания, зависит и эффективность воспитательной меры, так как чувства ребёнка в момент наказания, служат индикатором эффективности наказания.
Психологический смысл поощрения в том, чтобы ребёнок понял, закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Поощрение детей требует особого внимания и педагогов и родителей. Успешное завершение какого либо дела, получение хорошего результата сопровождаются положительными эмоциями радости, гордости родителей своим ребёнком. Эти эмоции сами по себе уже являются наградой ребёнку за приложенные усилия. Эксперименты показали, что чем меньше вознаграждений ребёнку, тем больше его удовлетворённость работой.
Например: часто родители оказываются в своей ловушке, принося каждый день ребёнку подарки – поощрения за то, что ребёнок был целый день без мамы и папы. Проходит немного времени, и ребёнок встречаясь с родителями вечером начинает интересоваться, есть ли для него сюрприз. Подарки вытеснили радость от встречи с родителями. Более того, ребёнок начинает устраивать скандалы, истерики, если поощрения нет.
Крик взрослого не является безобидным сотрясением воздуха для ребёнка. Но не только крик, но и неосторожно сказанное слово может травмировать и унизить ребёнка. Очень чувствительны к словам девочки, поэтому, нужно учитывать эту особенность. Неосторожное слово от значимого мужчины может стать психической травмой детства, которая выльется через много лет в заострённую проблему, и будет мешать в налаживании супружеских отношений. Для девочек важно, чтобы именно папы, часто подтверждали то, что она красивая, хорошая, послушная. Тогда девочка вырастет уверенная в себе, и у неё хорошо будут складываться отношениями с мальчиками.
Родителям нужно помнить, что младший школьный возраст – это период открытия и формирование чувства любви у ребёнка. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого, является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.
При общении с детьми необходимо проявлять деликатность и быть осторожным с оценкой поведения ребёнка.
Результаты исследований психологов В. Д. Еремеевой показывают, что девочки очень эмоционально реагируют на положительные и отрицательные оценки. Для них важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести впечатление. Отрицательные оценки могут вызвать у девочек эмоциональный срыв. Мальчикам более важно указать на то, что оценивается в их поведении, вызывает недовольство, или наоборот, положительную оценку.
Такие формы наказаний детей, как «посадить на стул», «поставить в угол» - служат для временной изоляции. Применяя такие санкции по отношению к детям, необходимо учитывать из возрастные особенности: количество минут удаления ребёнка должно соответствовать возрасту. Для детей 4 лет – 4 минуты, 7-8 лет – не более 10 минут. Нужно заранее оговорить с ребёнком те нарушения, за которые будет вводиться штраф.
Отношения к наказаниям и поощрениям может психологически наследоваться, особенно, если родитель положительно оценивает своё семейное воспитание. Януш Корчак отмечал, что чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Положительное подкрепление со стороны взрослого необходимо и важно для школьников. Оно приобретает особое значение. Нужно помнить: наказаний и поощрений не должно быть много.