Виктория Булдык
Наглядное дидактическое пособие для учеников коррекционной вспомогательной школы «Время заниматься»
Наглядное дидактическое пособие «Время заниматься!»
Методические рекомендации
Наглядное дидактическое пособие «Время заниматься!» разработано преимущественно для категории детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии, обучающихся в I-IX классах по образовательным программам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и для второго отделения вспомогательной школы с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Публикация «Наглядное дидактическое пособие для учеников коррекционной вспомогательной школы „Время заниматься“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2023
Цель использования данного пособия – это визуализация расписания учебных занятий.
В ходе использования данного пособия решаются следующие задачи:
• формирование временных представлений:
- формирование представлений о временах года, месяцах, датах, днях недели;
- формирование умения определять время по часам;
• формирование представлений о цифрах, о числовом ряде 1-30;
• формирование умения составлять предметно-практический план предстоящей деятельности и следовать нему;
• формирование умения дифференцировать изображенные на картинках эмоции;
• формирование умения давать оценку собственной деятельности;
• развитие цветового восприятия (различение, называние и соотнесение по цвету);
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие мыслительных процессов, внимания, памяти, восприятия.
Структура пособия:
Пособие включает в себя пять основных блоков:
• календарь (время года, месяц, дата)
• часы
• дни недели
• расписание уроков
• шкала успехов.
Каждый блок представлен набором цветных карточек на магнитной основе, за счет чего они динамичны и легко сменяемы. Крепятся элементы пособия на магнитной доске в поле зрения детей.
1 блок: «Календарь»
Описание: представляет собой круг, разбитый на четыре сектора с изображением пор года, месяцев и дат. На круге расположена подвижная стрелка.
Назначение:
«Календарь» используется для формирования представлений о временах года и их месяцах. В ходе работы с ним дети учатся определять текущую пору года, месяц, а также число месяца, закрепляют представления о последовательности времен года, изучают числовой ряд 1-30.
Варианты заданий, игр: «Покажи пору года», «Какое сегодня число?» [Приложение 1].
2 блок: «Часы»
Описание: представляет собой круг с изображением циферблата часов. На циферблате имеется обозначение часов суток в формате 1-12 и 13-24, а также обозначение минут в формате 5-10-15 и т. д. На круге расположены две подвижные стрелки.
Назначение:
«Часы» используются для формирования умения определять время по часам. В ходе работы с ними дети учатся определять указанное на часах время (часы, минуты, а также самостоятельно отражать заданное педагогом время на циферблате часов. Также с помощью часов учащиеся могут регулировать и контролировать свою деятельность. Например, педагог выставляет на циферблате «Часов» время окончания урока или перемены, а учащиеся контролируют течение времени (урока или перемены, соотнося показания на реальных часах с показаниями на пособии.
Варианты заданий, игр: «Покажи время», «Который час?» [Приложение 2].
3 блок: «Дни недели»
Описание: представляет собой набор цветных карточек с названиями дней недели. Цвет карточек соответствует цветам радуги.
Назначение:
Данный блок используется для формирования представлений о днях недели и их последовательности. Для облегчения запоминания последовательности дней недели используется цветовая маркировка, а также, в случае необходимости, к карточке может крепиться порядковый номер 1-7. Ежедневно перед началом занятий вначале педагог, а затем сами дети выставляют на магнитной доске карточку с изображением текущего дня недели.
Варианты заданий, игр: «Расположи по порядку», «Найди заданный день недели» [Приложение 3].
4 блок: «Расписание уроков»
Описание: представляет собой набор из 18 карточек с названиями учебных предметов и коррекционных занятий. Каждая карточка имеет собственное изображение, наиболее точно передающее содержание изучения каждого конкретного учебного предмета. В наборе также имеются карточки с изображениями цифр 1-5 для обозначения порядкового номера занятия.
Назначение:
«Расписание уроков» используется для визуализации расписания учебных занятий в течение недели. Работа с данным блоком облегчает понимание учащимися объема и содержания предстоящей деятельности, позволяет им осуществлять контроль за течением времени, приучает планировать предстоящую деятельность с помощью предметно-практических планов и следовать ним.
Ежедневно перед началом уроков педагог с помощью карточек составляет расписание занятий на текущий день, проговаривает его с учащимися. Составление и обсуждение такого наглядного плана способствует формированию у учащихся представлений о содержании предстоящей учебной деятельности в данный конкретный день. По окончанию урока карточка снимается и отправляется в корзинку выполненных дел. Тем самым учащиеся могут контролировать, сколько уроков уже прошло, а сколько еще предстоит.
Варианты заданий, игр: «Найди учебный предмет по картинке», «Составь расписание уроков» [Приложение 4].
5 блок: «Шкала успехов»
Описание: представляет собой набор карточек с фотографиями и именами учащихся специального класса. Каждая карточка имеет свое цветовое обозначение (красный, синий, желтый или зеленый цвет букв имени ребенка). В набор также входят карточки-смайлики четырех соответствующих цветов со схематическим изображением трех различных эмоций, обозначающих отличную, удовлетворительную либо плохую работу на уроке.
Назначение:
«Шкала успехов» используется для оценки работы учащихся на уроке, а также для формирования умения у детей давать самостоятельную оценку собственной деятельности. Работа с данным блоком позволяет создать положительную мотивацию на предстоящую учебную деятельность, стимулирует учащихся быть более активными на уроке.
По окончанию каждого урока педагог дает оценку деятельности каждого конкретного ребенка на данном занятии. Для этого напротив фотографии каждого ученика он выставляет соответствующую карточку-смайлик. Всего за учебный день ребенок получает пять таких «отметок». Также педагог может попросить учащихся самостоятельно оценить свою работу на уроке. В этом случае ребята должны не только постараться дать максимально адекватную оценку своей деятельности с помощью соответствующей карточки-смайлика, но и соотнести эту карточку по цвету с их фотографиями.
Варианты заданий, игр: «Поставь себе отметку», «Подбери по цвету» [Приложение 5].
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры с календарем
1. Игра «Покажи пору года»
Цель: формирование представлений о временах года, их месяцах и последовательности.
Ход игры:
Вариант 1: педагог называет одну из пор года, ребенок должен ее найти и с помощью подвижной стрелки на календаре показать. Например: «Саша, покажи, где на календаре изображена осень? Поверни стрелку так, чтобы она указывала на осень».
Вариант 2: педагог описывает характерные признаки той или иной поры года (либо конкретного месяца, ребенок должен догадаться, о какой поре года (месяце) идет речь и показать ее на календаре с помощью подвижной стрелки. Например: «Саша, подумай и ответь, когда такое бывает: листья желтеют и опадают, часто идет дождь, птицы к югу улетают? (осенью) Поверни стрелку так, чтобы она указывала на осень».
2. Игра «Какое сегодня число?»
Цель: формирование представлений о числах месяца, о числовом ряде 1-31.
Ход игры:
Педагог называет определенное число месяца, ребенок должен его найти в числовом ряду и с помощью подвижной стрелки на календаре показать. В случае затруднения педагог может подсказать ребенку, как пишется данное число, выложив его на доске с помощью магнитных цифр. Например: «Дима, сегодня 12-ое октября. Найди на календаре и с помощью стрелки покажи число 12».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игры с часами
1. Игра «Покажи время»
Цель: формирование умения определять время по часам.
Ход игры:
Педагог называет определенное время (часы, минуты, ребенок должен его показать с помощью подвижных стрелок на часах. В случае затруднения педагог может подсказать ребенку, из каких двух чисел состоит заданное время, выложив его на доске с помощью магнитных цифр. Например: «Элина, поверни стрелки часов так, чтобы они показывали 12 часов 30 минут».
2. Игра «Который час?»
Цель: формирование умения определять время по часам.
Ход игры:
Педагог с помощью подвижных стрелок настраивает на часах определенное время (часы, минуты, ребенок должен его определить и правильно назвать. Например: «Дима, посмотри, какое время показывают наши часы? На какую цифру указывает короткая стрелка? Длинная?».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игры с днями недели
1. Игра «Расположи по порядку»
Цель: формирование представлений о названиях дней недели и их последовательности.
Ход игры:
Педагог знакомит ребенка с цветовым обозначением карточек с названиями дней недели, которое соответствует цветам радуги. Затем предлагает расположить карточки в правильной последовательности с понедельника по воскресенье, проговаривая их названия. В случае затруднения педагог может подсказать ребенку, пронумеровав каждую карточку с помощью магнитных цифр. Например: «Женя, расположи на доске карточки с названиями дней недели в правильной последовательности. Как называется первый день недели? Каким цветом (цифрой) он обозначен?»
2. Игра «Найди заданный день недели»
Цель: формирование представлений о названиях дней недели, их числовом и цветовом обозначении.
Ход игры:
Педагог знакомит ребенка с названиями дней недели, с числовым и цветовым обозначением карточек с названиями дней недели. Затем предлагает ребенку найти среди других карточек и показать заданный день недели. Например: «Саша, покажи карточку, которая обозначает четверг. Какого она цвета? Который по счету день недели четверг?»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Игры с расписанием уроков
1. Игра «Найди учебный предмет по картинке»
Цель: формирование представлений о названиях и основном содержании учебных предметов.
Ход игры:
Педагог знакомит ребенка с картинным обозначением карточек с названиями учебных предметов, с основным содержанием и видами деятельности на данных уроках. Затем предлагает ребенку найти среди других карточек на доске карточку с изображением заданного учебного предмета, параллельно уточняя, чем ребята занимаются на этом уроке. Например: «Элина, найди на доске и покажи карточку с изображением учебного предмета «Хозяйственно-бытовой труд». Чем мы с тобой занимаемся на этом уроке?»
2. Игра «Составь расписание уроков»
Цель: формирование умения составлять предметно-практический план предстоящей деятельности и следовать нему.
Ход игры:
Педагог знакомит детей с картинным обозначением карточек с названиями учебных предметов, с основным содержанием и видами деятельности на данных уроках. Затем предлагает ребятам составить расписание уроков на текущий день, расположив карточки с изображениями учебных предметов в заданной последовательности под соответствующими номерами. Например: «Ребята, давайте с вами составим расписание уроков на сегодня. Сегодня у нас пять уроков (располагает в ряд карточки с цифрами 1-5). Первый по счету урок у нас называется «Коммуникация». Чем мы занимаемся на этом уроке? Найдите карточку с изображением этого предмета. Расположите ее под цифрой 1. Второй по счету урок называется «Практическая математика»… и т. д.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Игры со шкалой успехов
1. Игра «Как я занимался?»
Цель: формирование умения давать оценку собственной деятельности.
Ход игры:
Педагог знакомит детей с карточками-смайликами и их значением («отлично», «удовлетворительно», «плохо»). Затем предлагает ребятам оценить свою работу на прошедшем уроке, объяснив при этом выбор карточки-смайлика. Например: «Ребята, наш урок подошел к концу. Сейчас я попрошу вас по очереди оценить свою работу на уроке и поставить соответствующий смайлик напротив фотографии с вашим изображением. Дима, как ты считаешь, хорошо ли ты занимался на уроке? Все ли у тебя получилось? Какой смайлик ты выберешь, чтобы поставить его себе за работу на уроке?»
2. Игра «Подбери по цвету»
Цель: формирование умения различать, называть и соотносить предметы по цвету.
Ход игры:
Педагог знакомит детей с карточками-смайликами, с их значением («отлично», «удовлетворительно», «плохо») и цветовым обозначением. Далее обращает внимание детей на то, что их имена на карточках с фотографиями также имеют цветовое обозначение. После этого педагог просит ребят подобрать к собственной фотографии подходящую по цвету карточку-смайлик. Например: «Женя, я попрошу тебя оценить свою работу на уроке и поставить соответствующий смайлик. Обрати внимание на то, что смайлик, который ты выберешь, должен быть такого же цвета, как и имя на карточке с твоей фотографией. Каким цветом написано твое имя? Значит и смайлик тоже должен быть зеленым».